Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

МНЕНИЕ - Война или мир - не особо важный вопрос для рынка энергоносителей

(Данный материал был произведен в Гданьске для службы новостей Рейтер в России, где законодательство ограничивает освещение специальной военной операции РФ в Украине)

ЛОНДОН, 19 авг (Рейтер) -

Дипломатический штурм, направленный на урегулирование вооруженного конфликта в Украине, вне зависимости от результатов вряд ли вызовет потрясения на рынке нефти и газа.

С момента начала так называемой «специальной военной операции» РФ в Украине в феврале 2022 года Россия подверглась многочисленным санкциям и ограничениям со стороны Запада, которые нанесли серьезный удар гигантской нефтегазовой отрасли России.

Доля российского газа в европейском импорте сейчас составляет всего 18% против 45% в 2021 году, а в импорте нефти из России в ЕС - до 3% с 30%. Евросоюз планирует полностью отказаться от российских энергоносителей к 2027 году.

В то же время Индия увеличила долю российской нефти в общем объеме импорта до 38% с 16% в 2021 году, свидетельствуют данные Kpler. Китай и Турция также значительно нарастили закупки российской нефти.

Многие будут приветствовать окончание конфликта, в результате которого погибли и получили ранения более 1 миллиона человек, однако рынки энергоносителей покажут значительную реакцию только в том случае, если произойдет полное прекращение огня и отмена всех американских и европейских санкций.

А это вряд ли случится.

Учитывая наиболее вероятный сценарий, нефтегазовые рынки, скорее всего, не отреагируют на результаты разочаровывающей встречи Трампа и президента России Владимира Путина в прошлую пятницу или саммита главы Белого дома с украинским президентом Владимиром Зеленским и европейскими лидерами в понедельник.

ТУМАННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ МИРА

Шансы на полное мирное урегулирование минимальны. Очевидная поддержка Трампом всеобъемлющего соглашения, а не прекращения огня, усилила разногласия между США, Украиной и Европой. В то же время его предложение обеспечить гарантии безопасности Украине в случае мирной сделки, вероятно, встретит сопротивление Москвы.

Другими словами, не стоит надеяться на полную нормализацию отношений между Россией и Западом в ближайшее время.

Трамп может оказать давление на Зеленского, чтобы тот согласился на временное или частичное перемирие. Но даже в этом случае Евросоюз вряд ли возобновит импорт российских энергоносителей, пока Путин остается у власти. До 2022 года на Европу приходилась почти половина российского экспорта нефти в объеме 4,7 миллиона баррелей в сутки и 75% экспорта газа, согласно данным Управления энергетической информации США.

Администрация Трампа может попытаться ослабить некоторые санкции в одностороннем порядке, но это может встретить сопротивление в Конгрессе, в том числе со стороны республиканцев, если не будет достигнуто всеобъемлющее мирное соглашение.

КРАХ

Более вероятный сценарий - неспособность Трампа привести к мирной сделке - также не должен существенного повлиять на энергетические рынки.

США могут ужесточить санкции, в частности, вторичные пошлины на страны, покупающие у РФ энергоносители, о чем уже предупреждал Трамп.

Однако в пятницу президент США сказал, что не будет думать о пошлинах для стран, покупающих российскую нефть, прямо сейчас, но, возможно, вернется к этому вопросу «через две-три недели».

Конечно, Индия уже подверглась вторичным пошлинам в размере 25% на свой экспорт из-за покупки российской нефти. Новый тариф, вступающий в силу 27 августа, доведет общий уровень пошлин на индийский импорт в США до 50%.

Но невзирая на то что индийские покупатели уже сокращают закупки нефти из РФ, влияние на глобальное предложение нефти оказалось минимальным, поскольку потребление российского сырья нарастил Китай.

В конечном итоге, КНР гораздо более важна в этой ситуации, а она вряд ли существенно сократит импорт российской нефти, не в последнюю очередь потому, что рассматривает отношения с Москвой как стратегические.

Американские пошлины на китайские товары уже составляют в среднем 55%, свидетельствуют данные Института международной экономики Петерсона. Дополнительные пошлины привели бы к росту цен для потребителей в США, а Пекин может ответить ограничением поставок редкоземельных или других стратегических минералов. Трамп стремится избежать такого развития событий, и китайское руководство хорошо это знает.

УСТОЙЧИВОСТЬ РЫНКОВ

Важно отметить, что рынки нефти и газа, похоже, вступают в период избыточного предложения, а это значит, что какие бы то ни были выпадающие российские объемы будут легко замещены. По прогнозу МЭА, предложение нефти превысит спрос на 1,76 миллиона баррелей в сутки в 2025 году и на 3 миллиона баррелей в сутки - в 2026 благодаря росту добычи в странах ОПЕК+, а также в Северной и Южной Америке.

Мировые рынки СПГ также быстро расширяются - в ближайшие годы будут введены в эксплуатацию новые мощности сжижения газа в США, Катаре, Канаде и других странах. МЭА прогнозирует рост мощностей СПГ до 800 миллионов тонн в год к 2030 году с 500 миллионов тонн в год в 2024 году.

Хотя внешняя политика Трампа остается непредсказуемой, несколько пунктов очевидны: он не сможет, как обещал когда-то, закончить конфликт в Украине за один день, а то, что президент США может сделать, вряд ли окажет значительное влияние на рынки нефти и газа.

Оригинал сообщения на английском языке доступен по коду:

(Рон Буссо является обозревателем Рейтер и выражает собственное мнение)

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку