То ли было при застое. Президент Никсон едет в Москву. О том сообщают ТАСС, ТВ, «Правда» и все, кому положено. Ни шухера в соцсетях. Ни «экспертных мнений». Крякнет Бовин-Зорин, и все. А нонеча — не то, что давеча. Чуть саммит — информ-хаос. И до. И во время. И после. Сливы, утечки, домыслы… Так и с Аляской. Но занятно. Ничего не скажешь.
Шарж ниже пояса
Визит Никсона в СССР породил много анекдотов. Вот один — навскидку.
Никсон говорит: «Леонид, давай рисовать друг на друга шаржи. Но приличные — не ниже пояса». «А что? Давай!» И Брежнев рисует его с грудями – побольше и поменьше. Никсон просит: «Объясни!» А Брежнев: »Большой, Дик, ты кормишь ястребов Пентагона. А малой – народ». Никсон дает свой шарж. Там Брежнев с двумя большими грудями. «Теперь ты объясни!» «Одной ты кормишь соцстраны, другой — Кубу, Вьетнам и т. д.». «А народ?» – обижается Брежнев. «Ну, мы ж договорились – ниже пояса не рисовать!»
Породит ли Аляска анекдоты? И какие? Лента мемов в соцсетях их как бы заменяет. А рядом — в СМИ — куча дичи. Прям на стадии подготовки. С нее и начнем.
— В пятницу еду в Россию. Намерен увидеть Путина, — заявляет Трамп 11 августа. Ну то есть он что-то путает. Как Сонный Джо и многие его прежние коллеги. А рынки (хотя и не все) мигом реагируют. Индекс Мосбиржи летит до 2990 пунктов. Хотя скоро корректируется до 2983,28. Лидеры — «Северсталь», «Магнитка», «Россети», «Аэрофлот»… Агентства в экстазе. Боты — тоже. «Трамп признает Аляску Россией» — вопят они на весь рунет, телегу и запретные Facebook и Instagram.
В Z-СМИ — оргастический стон. «Экономист Васильев» из ИСКАНа сообщает: выбор Аляски – сигнал с множеством политических смыслов. Символ нового этапа отношений. Тонкий удар по санкционной политике. Демонстрация самостоятельности великих держав.
Про санкции — ясно. Путин на Аляске — знак слабости ограничений, наложенных на воротил РФ. Но что «эксперт» видит в ней великого — неведомо. Это память об эпохе Брежнева и Никсона? Или радость, что Трамп уважил свиданьицем?
Еще один z-«эксперт», ссылаясь на вице-президента Вэнса, объявляет, что Украине на саммите уделят «пару минут», а займутся делами РФ и США. Телега «Тайная канцелярия» замечает: большинство источников не ждет прорывов, считая, что стороны ограничатся скромными мерами. Вроде воздушного перемирия. Короче, по войне Белый дом будет искать решение, с которым смиряться и украинцы, и русские. Но и те, и те будут недовольны.
High Stakes @real Donald Trump
«Завтра война кончится», — заявил украинский шоумен Дмитрий Гордон. В этом, де, уверены два его важных источника в Вашингтоне. Но сам он поверит, только если лично увидит.
Пока — не видит. Удары БПЛА, штурмы и оборона продолжаются. The Telegraph сурово объявляет: «В какой-то мере Путин уже победил. Он мечтал о встрече с президентом США. Их лидеры редко говорят с изгоями. Встреча с Трампом прикрывает Путина легитимностью, льстит его великодержавным претензиям и… укрепляет позиции в стране. И это приз не за сами уступки, а лишь за малый намёк на них».
Но Кремль-то ждет куда более весомого результата — легитимации захвата территорий.
А The Telegraph продолжает: предстоящая встреча, куда Зеленского не позвали — самый опасный момент для него за время войны. Там может решиться судьба Украины. Если итоги саммита будут неблагоприятны для Киева, Зеленскому предстоит сложный выбор — либо принять невыгодное соглашение, либо отвергнуть и получить от Вашингтона «статус агрессора, рискуя лишиться жизненно важной поддержки».
Канцлер Мерц настаивает: «Обеспечение основополагающих интересов безопасности Европы и Украины должно играть центральную роль на переговорах Трампа и Путина. «Это послание главы стран ЕС и Зеленский 13 августа донесли до Трампа на видеоконференции».
Тревогу The Telegraph, с одной стороны, разделяет солидная западная пресса. А с другой — активнейше тиражируют z-СМИ. Для них это указание на слабость Киева. Им нравится акцент, что Зеленского не будет в Анкоридже. Им все равно, что Трамп обещает лично свести его и Путина решать вопросы напрямую. Они взахлеб цитируют ахинею Дональда, что, мол, ВС РФ могли дойти до Киева за четыре часа по шоссе, но какой-то генерал попер через поля. «Зная Владимира, думаю, его, скорее всего, уже нет на свете».
Чушь, конечно, полная. А с генералами так — замкомандующего российской группировки «Север» генерал-лейтенант Эседулла Абачев тяжело ранен в ходе удара по колонне ВС РФ. Ему ампутировали руку и ногу, — сообщает ГУР МО Украины.
Мандраж
Но это 17 августа. А перед саммитом болтовню и серьезные суждения расцвечивают детали. Трамп планирует встретить Путина с почестями на красной дорожке, сообщает NBC. Так и будет. Но на кремлевском сайте — почему бы это? — фотографий с красной дорожки нет. На кинофестиваль не должно быть похоже? или слишком похоже на кровь?
Министра Лаврова спрашивают, есть ли у него мандраж. А он: «А что это такое?»
У Трампа «ставки высоки», а МИД РФ не делает ставок. Решает боевую задачу. И если иным кажется, что для Вашингтона саммит — жест готовности к новому формату диалога, то для Москвы он свидетельство: изоляция России не сработала. И это так. Хотя и не так.
А z-издания вопят – «Россия все решит до переговоров. Ультиматум Зеленскому в пути», «Львов и 5 областей — Украине. Встреча Путина и Трампа на Аляске». «Главарь Украины сменится в августе. Зеленскому предрекли самое страшное: «Забудет, как дышать»».
В сети вирусятся те самые анекдоты в виде мемов. В одном директор украинской разведки Кирилл Буданов очень метко стреляет из снайперской винтовки. В другом Трамп и Путин тискают белого мишку.
Кстати… На базу Элмендорф-Ричардсон и впрямь пробирался зверь. Но не медведь, а лось. Его увезла служба безопасности. В безопасное место. Хотя z-СМИ, пишет «Утро февраля», обвинили его в связях с ГУР и попытках вступить в Легион «Свобода России».
Гаданья на Гирвуде
Перед встречей РИА Новости выясняют, что накануне переговоров отели Анкориджа подняли цены вдвое. Hilton до 657 долларов за ночь. Hyatt — до 547. А Hampton Inn — до 616.
Издания гадают о месте встречи. Помня и о продакт-плейсменте — т. е. рекламе без прав на рекламу. Газета Alaska Landmine пишет: все будет в отеле Alyeska Resort в Гирдвуде. Ну, хорошо, Landmine уважила партнеров. Но «Комсомольская-то правда» зачем впряглась? Или у нее тесные связи в общепите США? Так и пишут: «одним из самых пафосных считают заведение „Джек Спрат“ с блюдами из морепродуктов. Возможно, делегации заглянут туда».
Но нет морепродуктов в опубликованном меню торжественного обеда. А есть зеленый салат с шампанским винегретом и свежим хлебом на закваске с розмариново-лимонным маслом; главные блюда – филе-миньон с соусом из зеленого перца и палтус в панировке со сладким луком и майонезом. Гарниры – нежное пюре и запеченная спаржа. Десерт – крем-брюле с мороженым. Эдак вот простенько.
Тем временем в самолет кремлевский пул кормят котлетами по-киевски. О чем-то ли с яростью, то ли с издевкой сообщает Симоньян.
Но вот они долетают. И «Ведомости» сообщают, что 14 августа еще ничто не указывает на «такую долгожданную мировыми СМИ» встречу. «Долгожданность» подвергает сомнению некто из кремлевской медиа-обслуги: «Странно, что здесь нет иностранных журналистов».
А они есть. Много. Но не отдаленном спорт-отеле, где селят Z-пул. И на скорую встречу указывает многое. Просто сотрудник «Ведомостей» «не замечает» митинг с флагами Украины, плакатами «Сопротивляйся ТрамПутину!», «Аляска с Украиной!», «Защитим украинское небо!», «Уступить Украину — все равно, что Чехословакию — Гитлеру!»
Новый Мюнхен?
Тему мюнхенского сговора Запада с нацистским Берлином в 1938-м медиа перед встречей в верхах не вспомнил только ленивый. Многие цитировали министра иностранных дел Чехии Яна Липавского. В X он провел параллель между событиями, повторив слова британского политика Тони Идена — «уступая насилию, вы можете достичь временного умиротворения, но не долгого мира».
Так Иден выступил против договора в Мюнхене, отдавшего Прагу на съедение Берлину. Он возглавлял британскую дипломатию и оставил свой пост, не желая уступать нацизму.
От слов Чемберлена «премьер-министр вернулся из Германии и принес с собой мир… для нашего поколения» (13 сентября 1938) до слов «мы на начальном этапе одной из величайших битв в истории <…> Я бы хотел заявить: я вам предлагаю только кровь, труд, слёзы и пот» (13 мая 1940) прошло совсем немного времени.
Вот и Трамп сказал, что провел «прекрасный и очень успешный день на Аляске».
А вокруг пузырится инфосумбур. Цитируют Fox News: «Трамп поддержал предложение Путина о передаче России контроля над Донбассом и заморозке фронта». Рубио говорит NBC, что «США не поддерживают передачу Донбасса Путину». И там же: «Украина — суверенная страна. …У нее есть право вступать в альянсы, чтобы в будущем предотвратить вторжение и угрозы своей безопасности». Reuters разузнал, что кремлевский план урегулирования включает «запрет Украине вступать в НАТО и другие военные блоки». А вокруг десятки ресурсов вопят, что Трамп с этим согласен. А сам он об этом молчит.
Разврат и халифат
В стане радикальной русской эмиграции печально говорят о сломе «всей западной стратегии последних лет». Украина, ЕС и США строили ее на принципе «никаких уступок и решений за спиной Киева». А Трамп его снял. И речь теперь не о том, чтобы карать агрессора, а об уступках ему.
Белый дом и Кремль, считают радикалы, хотят переложить ответственность за ход войны на ЕС и Зеленского. А слова Трампа Fox News, что «согласовано многое, остались один-два довольно важных пункта. <…> Европа должна немного подключиться. Но все зависит от Зеленского», они толкуют как призыв принять цели Москвы. Т. е. рамка теперь такова: мы все решили; Зеленский пусть подпишет; а ЕС — не мешает, роль его — вспомогательная.
Так — пишут пессимисты — Трамп и Путин фабрикуют новый сюжет. В нем Киев не героически сражается с агрессором, а «упрямится». Байден «закормил его деньгами как конфетами». А Запад избаловал. Пора кончать разврат. Война с Путиным слишком дорога.
Отсюда — шаг до одобрения и поддержки Москвы. И разнузданной оргии зла от товарища Си до аятолл. Теперь можно совершить захват, учредить халифат и получить на это мандат.
Сергей Антонов — глава Комитета-2024 — считает поведение Трампа «намеренной маргинализацией союзников», а Штаты — утратившими роль гаранта мировой безопасности.
А Штаты боятся, что у Москвы «большой ядерный потенциал». И с ним «надо считаться». Так Трамп признает успех путинской тактики запугивания «атомным пеплом» и «невиданными последствиями». Т. е. аудитории сообщают: атомная бомба из инструмента сдерживания превращается в опасную дипломатическую игрушку. Ребята — все! Шантаж работает. У тебя ее нет? Говорить с тобой нечего. Есть? Можно решать вопросы. Удачный ход — закрасить ситуацию черным. Чтобы потом, когда удастся все изменить, — порадоваться.
Не до миньонов
Нынче лишь очень немногие скромники не бьют себя в грудь, крича, что итог Аляски они знали давно. И было там то, о чем они писали в позапрошлую пятницу. Ага. Писали. Но о разном. Кто — весело. Кто — хныча. Кто — пальцем в небо тыча. И теперь виднее не прозорливцы, а те, кто позорней облажался. Как всякие там «комсомольцы» и «царьграды».
Но большинство людей, которым встреча на Аляске по какой-то причине важна, печальны. Как ни крути, а для них если что-то есть в ТВ или сети, то есть и в мире. А коли нет, то — и в мире нет. И вдруг выясняется — нет вообще ничего. А из того, про что поют все утюги, даже подобие общей картины не сложить. То есть понять ничего нельзя.
Меньше всех это волнует потребителей информации в РФ. Там в едином порыве звучит сводный хор дворца пионеров и гарнизонного дома офицеров крепости РФ.
Итак, торжественный обед — отменяют. Подарить Путину фигурку белоголового орлана — забывают. Трамп улетает. А Путин читает ныне широко опубликованное трогательное письмо Мелании о том, что лишать детей будущего нехорошо… А может, не читает.
Ну что же. Трампа он унизил. Но на вкусный миньон и нежный менуэт не развел. Хотя на красной дорожке и особенно в машине было похоже, что к этому идет.