После переговоров с Дональдом Трампом в Анкоридже Владимир Путин встретился с архиепископом Аляскинским и Ситкинским Алексием (Трейдером). Путин рассказал ему, что перед тем, как отправиться в Америку, он виделся с патриархом Кириллом. На сайте Кремля и на сайте Московской патриархии об этой встрече не сообщается.
Публикация подготовлена медиапроектом «Страна и мир — Sakharov Review» (телеграм проекта — «Страна и мир»).
Так что неясно, была ли она на самом деле. Зато ясно другое: Московскую патриархию привлекли как минимум к формированию информационного фона встречи Путина с Трампом, а как максимум — она в очередной раз предложила власти мистическую поддержку.
О мире – впервые с начала войны
Накануне переговоров патриарх Кирилл в домовом храме своей резиденции в Чистом переулке отслужил молебен по случаю саммита и сказал:
Да поможет Господь нашим лидерам и всем тем, кто принимает участие в этих переговорах, достичь этой важной, я бы сказал, великой цели — принципиального изменения в отношениях между двумя великими ядерными государствами и установления нового типа отношений, направленных на то, чтобы обеспечивалось благополучие и мир на нашей планете.
И помолился Богу –
о президенте страны нашея Российския Владимире Владимировиче, о еже подати ему с небесе, к правлению и правосудию, силу и премудрость, добре страною нашею правити, мир и благоустроение в ней насаждати.
Была разнарядка по епархиям. Архиереи внезапно стали молиться о мире. Тверской митрополит Амвросий приурочил ко времени начала переговоров на Аляске специальный молебен «о мире между народами», хотя еще недавно освящал военную технику, купленную лидером ЛДПР Леонидом Слуцким. Чувашский митрополит Савватий призвал прихожан к усердной молитве. Наместник любимого Путиным Валаамского монастыря епископ Панкратий в проповеди сказал, что «исход этих переговоров повлияет на то, как скоро прекратит проливаться кровь братская» и пожелал, чтобы их итогом стал мир на земле.
Казалось бы, естественные для христианских священнослужителей слова. Но они произносятся массово и одновременно впервые после начала войны. До этого за слово «мир» в молитве вместо слова «победа» церковный суд мог лишить клирика сана, как это случилось со священником Иоанном Ковалем.
Русская православная церковь, как и государственная пропаганда, представила встречу с президентом США как судьбоносное для страны событие, которое не может обойтись без церковного внимания и поддержки. Путин во время короткого визита в Америку подарил архиепископу Аляскинскому две иконы — святого Германа Аляскинского, в день празднования которого по православному календарю стало известно о месте проведения переговоров, и Успения Божией Матери, празднование которого по новому стилю совпало с датой саммита.
Вручая иконы, Путин перекрестился и приложился к ним — продемонстрировал уверенное знакомство с православным этикетом. Архиепископ Алексий принял Путина очень тепло и сказал, что старается ежегодно бывать в России:
Это очень полезно для моих священников и моих семинаристов, потому что, когда они приезжают в Россию, они говорят: «я был дома», «я вернулся домой».
Глава Аляскинской епархии и правда совсем недавно приезжал в Москву: в мае он был на праздновании дня ангела патриарха Кирилла. А год назад Алексий путешествовал по Сибири.
Американская русская вера
Архиепископ Алексий — американец, он перешел в православие из протестантской семьи, не говорит по-русски и служит в Православной церкви Америки. Формально это независимая, самостоятельная церковь, не входящая в РПЦ с 1970 года.
Православие в Америке начиналось как вера русских колонистов. Но уже будущий патриарх Тихон, который управлял Северо-Американской епархией тогдашней имперской синодальной Российской православной греко-кафолической церкви на рубеже XIX–XX веков, считал, что в Америке должна быть своя церковь, вбирающая в себя традиции всех православных народов, оказавшихся в США, и создающая новые традиции. Эту идею удалось отчасти реализовать группе известных священнослужителей — потомков российских эмигрантов XX века.
Идейным вдохновителем и архитектором Православной церкви в Америке считается религиозный философ, профессор богословия протопресвитер Александр Шмеман, книги которого стали интеллектуальными бестселлерами в России в 2000-е. В середине 1960-х Северо-Американская митрополия, существовавшая сама по себе и поэтому находившаяся в канонической серой зоне, присоединилась к РПЦ, чтобы получить от нее официальную легитимную автокефалию. Это и было сделано в 1970-м году: интересы американцев совпали с дипломатическими усилиями тогдашнего всесильного митрополита Никодима (Ротова), отвечавшего в СССР за внешнюю политику РПЦ. Задачей Никодима тогда было предотвратить создание независимой Американской церкви на базе греческого Константинопольского патриархата или, по крайней мере, застолбить альтернативу, а заодно, как теперь выясняется, — создать плацдарм влияния, который с годами стал только крепче.
Большинство поместных православных церквей до сих пор не признают независимость ПЦА от Москвы, считая ее частью РПЦ. В течение десятилетий ПЦА действительно превратилась в церковь американцев, многие из которых обращались в православие из разных протестантских деноминаций (православных в Америке около 1%). Богослужения проходят в основном на английском, календарь исчисляется по новому стилю, действует свой, гораздо более демократичный, чем в РПЦ, устав. Но генетическая связь с Россией все равно остается.
В последние десятилетия, после падения железного занавеса и ухода из жизни первого поколения священнослужителей независимой ПЦА, эта связь усилилась. Смена поколений привела к тому, что постепенно большинством, в том числе среди клириков и епископата, становились англоязычные американцы, у которых не было врожденной настороженности по отношению к советской власти и российской политике, но существовал романтический образ России и ее «особой духовности». Некоторые американцы обращаются в православие из консервативных соображений — как к историческому христианству, которое опирается на традиционные ценности и сопротивляется новой этике.
Как в российской провинции
Во время войны ПЦА заняла выжидательную позицию. В 2022 году нынешний митрополит Тихон (Моллард) осудил насилие и агрессию и призвал Путина остановить военные действия. Но когда в июле 2025 года группа православных священников и мирян обратилась с открытым письмом к Всеамериканскому собору, в котором призывала епископат высказаться в защиту политических заключенных и преследуемых в России антивоенных священников, ответом было молчание.
И вот теперь, после того, как американский президент развернул перед Путиным красную ковровую дорожку, архиепископ ПЦА, встретившись с главой государства-агрессора, принимает от него в дар иконы, рассуждает об общем доме в России и охотно дает интервью российским телеканалам — Russia Today и Первому. Для Путина это была по формату стандартная встреча с любым русским епископом в любом регионе, куда он приезжает — хоть на том же Валааме: доброжелательный поток благочестивых фраз, только на английском языке, как будто Аляска — все еще российская провинция.
Это возмутило прихожан и духовенство Украинской православной церкви в США (юрисдикция Константинопольского патриархата), управляющий которой митрополит Даниил (Зелинский) опубликовал «Заявление о приветствии диктатора как о предательстве христианского свидетельства». «В момент, когда российский режим несет ответственность за смерть сотен тысяч людей, за исчезновение бесчисленных невинных людей, за разрыв семей и за преднамеренное разрушение Украины, выражать слова приветствия и восхищения его лидеру — не что иное, как приобщение к лжи» — написал митрополит Даниил.
Через неделю, видимо, в ответ на протесты украинцев, на официальном сайте ПЦА появилось письмо с извинениями архиепископа Алексия, который в обтекаемых выражениях попросил прощения «у всех, чьи чувства были задеты или кто был смущён» его действиями».
И архиепископ, и глава ПЦА митрополит Тихон, который предпослал письму с извинениями свое предисловие, говорят о мире в целом, об осуждении войны и насилия вообще и о поддержке всем разным народам. Ни слова осуждения архиепископа за факт доброжелательной встречи с главным субъектом этой войны и обмен с ним подарками.
Более того — митрополит Тихон выразил поддержку Украинской православной церкви и ее главе митрополиту Онуфрию, недавно лишенному украинского гражданства, как представителям украинского народа, не упомянув ни Православную церковь Украины, чьи клирики подвергаются пыткам на оккупированной Россией территории, ни Украинскую греко-католическую церковь. Значит, ПЦА демонстративно придерживается промосковской позиции и отказывается признавать Православную церковь Украины до такой степени, что лишает ее членов сочувствия и поддержки.
Православная церковь в Америке, как и многие православные юрисдикции по всему миру, разные по административному устройству и формальным отношениям с Московской патриархией, стали одним из самых эффективных инструментов российской «мягкой силы». Тем более что Путин успешно позиционирует себя как защитник канонического православия, и у консервативной аудитории в разных странах это встречает сочувствие.