Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на «The Moscow Times. Мнения» в Telegram

Подписаться

Позиция автора может не совпадать с позицией редакции The Moscow Times.

«Газпром» и новая труба: как правильно понимать «Силу Сибири-2»

«Сила Сибири-2» из разговоров становится становится рабочим проектом. Но вовсе не таким, каким его хотят представить публике руководители РФ и «Газпрома».
Высокотехнологические трубы вдвое дороже, что выгодно подрядчикам и чиновникам
Высокотехнологические трубы вдвое дороже, что выгодно подрядчикам и чиновникам ОМК

«Газпром» начал строить газопроводную систему «Сила Сибири-2» — мы написали об этом задолго до того, как предправления компании Алексей Миллер признал этот факт, и до того, как китайцы подписали пресловутый «обязывающий» меморандум по проекту.

Теперь газпромовское руководство сообщило, что обсуждает поставку «высокотехнологических» труб диаметра 1420 мм для будущих магистралей. Труба нового поколения, подчеркивает «Газпром», имеет класс прочности К70 и рассчитана на рекордное рабочее давление 150 атмосфер (14,7 МПа). Применение таких труб «позволяет без существенного изменения металлоемкости газопровода значительно повысить его производительность, требует меньшего количества компрессорных станций».

В компании утверждают, что новое решение приведет к оптимизации капитальных и эксплуатационных затрат.

Специалисты, работающие на уже введенной в эксплуатацию системе «Сила Сибири», на условиях анонимности поделились с автором расчетами такого нововведения.

Вот что у них получилось 

Для прокладки трассы «Силы Сибири-2», включая уже строящуюся 828-киломтеровую перемычку от первой «Силы Сибири» до Хабаровска, где она соединится с газопроводом Сахалин — Владивосток, требуется не менее 2,15 млн метров трубы, а с пятипроцентным запасом на отбраковку — 2,257 млн метров.

Цена одной тонны «высокотехнологических» труб с толщиной стенки 38,1 мм составляет, по расчетам специалистов-газпромовцев, 210 тысяч рублей. Всего, как они считают, на закупку труб должно быть потрачено 847 млрд рублей. К этой сумме надо прибавить стоимость работ по прокладке газопровода —еще столько же, 847 млрд рублей. По такой оценке, с учетом расходов на компрессорные станции и прочую инфраструктуру «Газпрому» придется потратить более 2 трлн рублей.

Для сравнения: если брать привычные для таких трасс трубы с толщиной стенок 26,3 мм, то их стоимость для «Силы Сибири-2» составит 426 млрд рублей — вдвое меньше, чем при использовании труб нового образца.

«Газпром» уверяет, что, потеряв на цене труб, проект выиграет за счет прокачки большего объема газа под давлением более 14 Мпа по сравнению с расчетным давлением в «Силе Сибири» на уровне 9,8 Мпа. «Если отечественные трубы действительно выдержат такое давление, с Ямала на юг Восточной Сибири можно будет прокачивать не только 50 млрд кубометров в год, как обещают китайцам, но и 100 млрд», — говорит газпромовский эксперт.

Потребители и объемы «Силы Сибири-2»

Разумно отвлечься пока от китайцев и монголов, которым обещают ежегодную поставку 50 млрд кубометров — никакие меморандумы не говорят, по какой цене в Пекине будут готовы покупать дополнительные объемы российского газа. Китайцы, кстати, могут вообще отказаться от «Силы Сибири-2», поскольку прогнозируемый до 2060 года газовый баланс Китая предлагаемые Россией  объемы попросту игнорирует. Пик потребления газа они планируют на 2035 год, после чего начнется падение, а новой российской газотранспортной инфраструктуре потребуется лет десять, чтобы выйти на проектную мощность (именно столько потребовалось ныне работающей «Силе Сибири»).

Во-первых, «Газпрому» нужен ямальский газ, чтобы продолжить выполнение контракта по первой «Силе Сибири». Вот что сообщают те, кто работает на промыслах Чаяндинского и Ковыктинского месторождений, дающих газ в эту систему:

Дебит скважин на Чаянде падает. В 2019 году средняя скважина там давала 224 тысячи кубометров в сутки, а сейчас — менее 200 тысяч. Промысловики бьют тревогу и даже обращаются в прокуратуру (копии обращений у автора есть), утверждая, что компания «убивает месторождение». Для поддержания добычи «Газпром» увеличивает отбор газа больше нормы, что приводит к падению давления в пласте вчетверо быстрее, чем планировалось. Сейчас Чаянда работает из расчета 21 млрд кубометров в год и в этом объеме только 18 с небольшим млрд кубометров товарного метана, а остальное — не включаемые в экспорт компоненты.

На Ковыкте, по сообщениям с промысла, ситуация не лучше. Из плана разработки месторождения убрали целую зону, оказавшуюся непродуктивной. Оценка запасов снижена с 3 трлн до 1,8 трлн кубометров. Дебиты скважин, несмотря на дорогостоящее бурение боковых стволов и гидроразрыв пласта, как ожидается, упадут ниже 200 тысяч кубометров в сутки уже через пять лет.

Специалисты уверены, что отправлять в Китай по 38 млрд кубометров газа ежегодно в течение 30 лет эти месторождения не способны. И уж тем более не могут они увеличить экспорт на 6 млрд кубометров, как объявил Миллер. 

Во-вторых, спасать от провала «Газпром» должен и второй свой контракт с китайцами. На 2027 год назначено начало поставок 10 млрд кубометров в год через границу с КНР по дальневосточному маршруту, а Миллер пообещал увеличить этот объем до 12 млрд. Труба с Сахалина до Владивостока (давно построенная, но работающая силой одной компрессорной станции вместо запроектированных двенадцати) может дать к этому сроку не более 5 млрд кубометров.

Заменить недостающие объёмы сахалинского газа призвана перемычка между «Силой Сибири» и Хабаровском, а в дальнейшем, когда первую «Силу» соединят в Иркутской области во второй, по ней для обеспечения дальневосточного контракта поступит и ямальский газ.

Итого выходит примерно 10-12 млрд кубометров для спасения контракта «Силы Сибири» где-нибудь после 2030 года, когда ослабеют Чаянда с Ковыктой, плюс от 7 до 12 млрд кубометров на дальневосточный маршрут. В максимальном варианте из Ямало-Ненецкого автономного округа для обеспечения двух уже подписанных контрактов в будущем должно ежегодно поступать менее 25 млрд кубометров газа.

Жалкий лепет оправдания

В российские регионы вдоль китайской границы, где не умирает надежда на газификацию, можно будет подавать такой же объем, хотя потребности там не столь велики, да и тратиться на строительство региональных распределительных сетей «Газпром» не привык и вряд ли станет. Достаточно вспомнить, какие обещания давали чиновники относительно газа первой «Силы Сибири» на внутренний рынок: «Регионы Восточной Сибири могут получать дополнительно от 8 до 10 млрд кубометров газа», объявлял в 2020 году тогдашний министр энергетики Александр Новак. Он врал: никакого газа от этого проекта жители России не получили, всё идёт в Китай. 

У проекта «Сила Сибири-2» два официальных оправдания. Первое — новые коммерческие поставки газа в Китай. С этим есть проблемы, поскольку китайцы, если они вообще согласятся принять эти объёмы, в роли единственного покупателя станут диктовать низкие цены, не способные окупить расходы на грандиозную инфраструктуру.

Второе оправдание — экспорт в Китай должен компенсировать потерю «Газпромом» европейского рынка (заметим сразу — не по вине европейцев, а из-за провалившегося стремления кремлевского руководства «заморозить» Европу и вынудить её на политические уступки России). Оправдание слабое. Поставки в Китай и Монголию — даже если они каким-то чудом достигнут объёма около 100 млрд кубометров в год — никак не компенсируют те 155 млрд кубометров, которые ежегодно шли ранее в «дальнее зарубежье» на запад.

И уж точно не компенсирует Китай потерю Европы и по коммерческим показателям. Через Турцию российский газ идет сейчас примерно по 370 долларов за тысячу кубометров, а в Китай в этом году — в среднем по 247 долларов, и цена снижается.

Нельзя, конечно, сказать, что от «Силы Сибири-2» никто не выиграет. Прибыль зафиксируют подрядчики строительства и поставщики тех же «высокотехнологических» труб, а заодно и чиновники, участвующие в проекте по старой схеме «распил-откат». И по-крупному выигрывает Китай, который без каких-либо вложений с его стороны получит возможность покупать доставленный к его границам газ по смехотворно низкой цене.

 

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку