Власти намерены вызвать искусственные дожди в Ростовской области на фоне продолжающейся засухи, сообщила глава Минсельхоза России Оксана Лут на встрече с губернатором Юрием Слюсарем. Она отметила, что осенью погода и климат начали меняться, однако вмешательство все равно может понадобиться.
«Сейчас с Росгидрометом и регионом мы обсуждаем возможность проведения активных действий для принудительного вызова осадков», — сказала Лут. По словам министра, меры будут приняты, если прогнозы по объему осадков в сентябре–октябре не оправдаются.
Засуха привела к тому, что в 19 районах Ростовской области ввели режим ЧС. Аграрии рискуют потерять до 50% урожая подсолнечника: наиболее серьезный ущерб наблюдается в южной, приазовской и центральной зонах. 17 августа губернатор сообщил, что регион завершил уборочную кампанию, намолотив всего 8,2 млн тонн зерна. Показатель упал на 24,3% по сравнению с 2024 годом (10,9 млн тонн). Средняя урожайность составила 25,9 ц/га против 33 ц/га.
Ростовская область — главный зерновой регион России. Также режим ЧС из-за засухи ввели в девяти районах соседнего Краснодарского края. Вместе они обеспечивали почти пятую часть всего сбора зерновых в странн. «Такой засухи еще не было, — говорил Максим Золотарев, агроном ООО „Луч“ в Чертковском районе Ростовской области. — Запасы влаги всегда с зимы были намного больше, в этом году был дефицит влаги, потому что зима была малоснежная, а осень была без осадков».
В Ростовской области урожайность в этом году будет самой низкой с 2013 года, а в соседнем Краснодарском крае — минимальной с 2012 года, отмечал гендиректор «Совэкона» Андрей Сизов. По оценкам ассоциации «Народный фермер», оба региона могут потерять до 25% урожая кукурузы и подсолнечника. До шестилетнего минимума упали сборы гречихи. Минсельхоз уже начал готовить розничные сети к проблемам с продажами. Также власти резко нарастили закупки продуктов питания за рубежом.
«Плохой урожай в России в 2025 году — это не просто погодное событие, — говорил Питер Франкопан, научный сотрудник Eurasia at International Institute for Strategic Studies. — Эти ситуация обнажает структурную слабость военной экономики России и растущие риски для системы, построенной на ископаемом топливе и фискальных резервах».