Власти Украины практически перестали рассчитывать на то, что Дональд Трамп введет жесткие санкции против России. Хотя Владимир Зеленский во время визита в Нью-Йорк для участия в Генеральной ассамблее ООН, вероятно, снова попросит Трампа об этом во время их встречи во вторник, в Киеве готовятся к новой фазе войны, пишет Reuters. Там понимают, что скоро она не закончится и что стране придется гораздо больше рассчитывать на собственные силы. Это уже стало отражаться в стратегии ведения войны.
Надежды украинских властей на введение Вашингтоном новых санкций угасают, и более прагматичный подход несет меньше рисков для поездки Зеленского, чем некоторые предыдущие визиты в США, прежде всего февральская встреча в Овальном кабинете. К нынешней поездке в Киеве относятся прагматично, а не как к какому-то решающему событию, сказал Reuters первый замминистра иностранных дел Сергей Кислица: «Я бы предпочел, чтобы она была более целенаправленной, но для конфликтов такого масштаба никогда не будет легких решений. Поэтому я не думаю, что из Нью-Йорка все мы вернемся с легкими решениями. Мы будем продолжать упорно работать и после него».
Трамп неоднократно выставлял Владимиру Путину сроки для прекращения боевых действий и начала мирных переговоров, но тот в ответ только усиливает обстрелы Украины. В последнее время Трамп стал ограничиваться заявлениями о том, как Путин его разочаровал, но бремя введения жестких санкций он пытается переложить на Европу. В разговоре с Reuters бывший высокопоставленный украинский чиновник выразил сомнение, что Трамп вообще введет санкции против России; по его мнению, Украине лучше всего сосредоточиться на укреплении своих вооруженных сил. В этом уже достигнут заметный прогресс, говорит высокопоставленный европейский дипломат, о чем, по его словам, свидетельствует более спокойный тон последних заявлений Зеленского.
Ставка на собственные силы обусловила в том числе организацию массированных ударов по российской нефтяной инфраструктуре, включая НПЗ и портовые терминалы. Это привело к падению выпуска различных видов топлива, дефициту бензина примерно в 20 регионах России и снижению сырьевого экспорта.
«Самые эффективные санкции – те, что работают быстрее всего, – это пожары на российских нефтеперерабатывающих заводах, терминалах, нефтебазах», – заявил Зеленский 14 сентября. Украинская кампания влияет на «способность России финансировать войну и усугубляет хроническую нехватку бензина в России и оккупированных регионах», подтверждают эксперты Института изучения войны.
Украина намерена наращивать дальнобойные удары, благо у нее теперь есть собственная ракета, способная достать до целей практически на всей европейской территории России. Компания Fire Point в августе производила одну ракету «Фламинго» в сутки, а к октябрю рассчитывает увеличить выпуск минимум до семи. По словам Зеленского, в декабре-феврале начнется массовое производство «Фламинго».
В качестве примера смены стратегии высокопоставленный сотрудник аналитического центра рассказал Reuters, что раньше его организация искала в России цели для санкций, а теперь – для ударов беспилотников. Тем более что, по его словам, помощь может сократиться не только со стороны США, но и некоторых союзников в Европе.
Бывший высокопоставленный украинский чиновник сравнил переговоры между Европой и США о предоставлении Украине послевоенных гарантий безопасности с ритуальными танцами.
Владимир Путин не заинтересован в прекращении войны, поэтому стратегия Киева заключается в том, чтобы не дать России добиться успеха где-либо, говорит бывший министр обороны Андрей Загороднюк:
Стратегия направлена на то, чтобы нейтрализовать Россию. Это даст возможность стабилизировать ситуацию и, надеюсь, начать восстановление… без согласия России прекратить войну.