Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на «The Moscow Times. Мнения» в Telegram

Подписаться

Позиция автора может не совпадать с позицией редакции The Moscow Times.

Европейская стратегия для России: за нашу и вашу свободу

В издании The Economist опубликована колонка Юлии Навальной о стратегии Европы в отношении России. Перепечатываем русскую версию с сайта «Платформа России будущего».
https://yulianavalnaya.com/

Какова стратегия Европы в отношении России — не краткосрочная реакция на те или иные действия российского государства, а глобальное видение того, какое место Россия занимает в мире и как нужно выстраивать отношения с нашей страной в долгосрочной перспективе. Мне кажется, это важный вопрос, и год назад на стратегическом форуме в Бледе (Bled Strategic Forum) я уже его задавала. Я имела честь выступить перед представительным собранием европейских политиков и использовала эту возможность, чтобы обратить их внимание на то, насколько эта стратегия необходима. Я приводила аргументы, почему будет плохо, если она не появится.

Увы, год спустя можно вполне определенно констатировать, что никакой стратегии для России у Запада как не было, так и нет. Поэтому я хочу снова поднять эту тему. Мне кажется, что на фоне идущих последние месяцы процессов она актуальна как никогда. 

Безусловно, сейчас путинская Россия — угроза безопасности и стабильности Европы. Но задумайтесь на минуту: каким бы был мир и какой бы была Европа, если бы Россия не оказалась под властью диктатора, а пошла другим путем? Все те силы, все те средства и ресурсы, которые сегодня тратятся на сдерживание путинской агрессии, могли бы быть потрачены на что-то гораздо более полезное. Миллионы людей остались бы живы, здоровы, не превратились бы в беженцев. 

Как мы оказались там, где оказались? У случившегося много причин, но в рамках разговора о стратегии я бы хотела обратить внимание вот на что. К  моменту распада Советского Союза ни у кого в мире не было ясного представления о том, как выстраивать взаимодействие с новой Россией. Бытовало наивное мнение, что, оставив в прошлом советское наследие, Россия автоматически станет либеральной демократией. Исходя из этого мнения, все тревожные звонки вроде расстрела из танков парламента в 1993 году или невероятного обнищания десятков миллионов граждан из-за непрофессионально проведенных экономических реформ и бесчестной приватизации игнорировались. 

Куда еще могла прийти Россия, как не к нынешнему своему положению, если после крушения советской системы власть и собственность очень быстро оказались в руках бывших советских партийных бюрократов и офицеров спецслужб? Авторитарный реванш не на пустом месте случился, он был подготовлен многими промежуточными этапами демонтажа демократических институтов — недемократическими выборами 1996 года, кулуарной передачей власти от Ельцина и его окружения к офицеру КГБ Владимиру Путину в 1999 году… 

А потом были два долгих десятилетия становления путинизма — два десятилетия, в течение которых западный мир смотрел на становление диктатуры и бездействовал. Закрывал глаза на космических масштабов коррупцию и украденные выборы, на нарастающие политические репрессии. Продолжал охотно принимать коррупционные деньги путинских друзей, приглашать Путина и его окружение на международные саммиты, приветствовать делегации «Единой России» на разных площадках «межпарламентского диалога» — даже после аннексии Крыма, даже после сбитого Боинга рейса MH17, даже после отравлений и политических убийств. 

Нельзя сказать, что совсем ничего не менялось за все эти годы. Скажем, уже после 2014 года обычному россиянину стало гораздо труднее получить в Европе вид на жительство, поступить в университет, открыть банковский счет. Приносишь в банк 10 тысяч евро — тебе зададут миллион вопросов и заставят показать миллион бумажек. Но вот если ты принесешь 20 миллионов  наличными в чемоданчике — тут никаких вопросов не будет, тут тебе будут рады и в Лондоне, и в Цюрихе, и на Лазурном берегу… 

Поэтому каждый раз, когда я слышу разговоры о том, что с Путиным все стало понятно в феврале 2022 года — мне трудно сдерживать свой гнев. Кому-то, как моему мужу, Алексею Навальному, с Путиным было все понятно с самого начала. В своей автобиографии «Патриот» он пишет о том, как приход Путина к власти (точнее, то, как этот приход был обставлен), стал для него решающим толчком к тому, чтобы посвятить себя политической работе. Но даже у тех, кто не обладал политическим инстинктом Алексея, уж точно как минимум к началу 2010-х годов не должно было остаться никаких сомнений в том, куда Путин ведет Россию.

К сожалению, после начала полномасштабной войны против Украины вместе с давно назревшим решительным осуждением путинского режима популярным стало винить всех россиян в том, что они не смогли остановить Путина. Но как бы они могли его остановить, если он более 20 лет методично уничтожал все возможности для политического сопротивления себе, а в последние предвоенные годы перешел к тактике физического устранения своих самых эффективных критиков и разгрома любых оппозиционных структур — причем без каких-либо политических последствий для себя на международной арене.

Я вспоминаю все это не для того, чтобы сейчас кого-то в чем-то обвинить. Я хочу, чтоб политики Запада задумались: что можно сделать сейчас, чтоб ошибки прошлого не повторились снова? Понятная, рассчитанная на десятилетия вперед стратегия по России нужна не только для сопротивления путинской агрессии сейчас, но, прежде всего, для будущего — и вашего, и нашего. Путин не вечен и построенный им авторитарный режим неизбежно окажется в кризисе. Россия будет меняться, и крайне важно, чтоб все мы — в первую очередь, российское гражданское общество, но и Запад оказались готовы помочь нашей стране измениться в лучшую сторону. 

Будет катастрофической ошибкой удовлетвориться появлением на месте Путина выходца из недр путинского же режима, который сохранит саму структуру политического устройства, залакировав действительность косметическими реформами и красивыми лозунгами. Если Запад с распростертыми руками примет этого человека, предоставив ему карт-бланш на любые действия внутри России, то не надо будет удивляться, когда весь ужас повторится.

Для того, чтоб не повторить ошибки в том числе и нужна стратегия — ясное и четкое понимание того, какой Россия должна стать и с чем нельзя мириться — ни сейчас, ни в будущем.

Западу нужна демократическая, свободная Россия, которая будет партнером и союзником, и ничто не мешает уже прямо сейчас целенаправленно работать на то, чтоб прийти к этой цели. И в этом у вас есть хорошие партнеры — российское гражданское общество во всем его многообразии. Мы вместе можем выработать стратегию отношений, на ее основании сформулировать план совместных действий и действовать по этому плану. 

Эта стратегия должна быть простой и понятной — чтоб все европейские организации, национальные и международные структуры могли исходить из нее, принимая каждое касающееся России и россиян решение — как в политике, так и в экономике.

Уверена, что в интересах Европы и сейчас и потом помогать российскому гражданскому обществу, независимым медиа, правозащитникам, любым горизонтальным структурам, объединяющих противников путинской диктатуры в России или в эмиграции. Я уверена, что в интересах Европы во всех случаях делать различие между Путиным и Россией, между путинской диктатурой и русскими языком и культурой, между реальными соучастниками путинских преступлений и рядовыми гражданами России, которые лишены права голоса в своей стране. И уж точно в интересах Европы доносить свой взгляд на происходящее в мире до граждан России и демонстрировать им, что они могут сделать, чтобы быть частью Европы, частью свободного и демократического мира.

Вполне очевидным мне кажется и то, чего делать не надо. Не надо поддерживать тех, кто распространяет ненависть ко всем россиянам — потому что это только играет на руку Путину и помогает деморализовать тех россиян, кто готов противостоять ему. Не надо угрожать разделением России на много частей, потому что ровно в наличии таких планов Путин всегда обвинял своих противников, консолидируя таким образом российское общество. Ни при каких обстоятельствах нельзя соглашаться на нормализацию путинского режима, закрывать глаза на его преступления, возвращать официальных представителей путинизма в различные международные организации и рассматривать их как законных представителей интересов российского народа. Важно не забывать, что честных выборов в России не было уже почти 30 лет. Эти люди не народные избранники, они просто захватили власть.

Что еще очень  важно — и для выработки концепции отношений Европы и России, и в более широком смысле. Мне кажется, пришла пора порвать с советским прошлым и перестать рассматривать судьбы всех стран и народов бывшего СССР в рамках единого подхода, исходя из того, что все эти страны и народы как-то связаны между собой и должны развиваться в общей парадигме и даже рассматриваться как некоторая общность. Начатая Путиным агрессивная война против Украины еще раз показывает, что Россия и Украина — это не враждующие между собой части чего-то единого, как повторяют кремлевские пропагандисты и их вольные и невольные союзники на Западе, а две разные страны с разной судьбой. Да, Россия и Украина, как и другие страны, ранее входившие в состав Советского союза, управлялись из Москвы. Но с тех пор прошло уже 35 лет — уж точно достаточное время, чтобы, наконец, посмотреть на нас как на разные государства.

В этой войне Россия является агрессором, а Украина — жертвой агрессии и здесь нет места для дискуссий. И это тем более подчеркивает, что, вопреки мечтам Путина, никакого общего будущего у наших стран нет. У Украины свое будущее и его надо обсуждать с украинцами и только с ними — будь то вопросы членства в международных организациях или вопросы таможенной политики. Но и у России свое будущее и его надо обсуждать с россиянами. С политиками и общественными деятелями, которые не желают своей стране зла, позора, нищеты и развала, потому что только их слушают и будут слушать в России. 

Нам всем нужно объединить усилия в борьбе с Путиным. Нам нужно услышать друг друга и помочь друг другу. Мы должны сделать наше общее будущее мирным, стабильным и безопасным, и мы можем это сделать.  

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку