Власти России неоднократно называли выдумками заявления западных стран о том, что ее военные мешают движению гражданских самолетов, подавляя сигналы GPS. Теперь специализированное учреждение ООН, регулирующие нормы и требования к безопасности в международной авиаотрасли, обвинило Россию в дестабилизации навигации в европейском воздушном пространстве и потребовало прекратить такую деятельность.
Международная организация гражданской авиации (ИКАО) по итогам проходящей раз в три года ассамблеи в принятой резолюции особо отметила роль России в дестабилизации навигации. Резолюция подтвердила ранее сделанные ИКАО выводы о том, что систематические помехи GPS со стороны России, а также Северной Кореи нарушают международное авиационное право. Организация потребовала от двух стран немедленно прекратить создавать помехи и в полной мере выполнять свои обязательства по обеспечению беспрепятственной навигации.
Это один из самых строгих выговоров, которые ИКАО когда-либо выносила государственным субъектам, обвиненным в создании помех работе глобальной навигационной спутниковой системы, отмечает специализированное издание AeroTime. Ранее ряд европейских стран, в частности, Эстония и Финляндия, публично обвинили Россию в создании помех своим навигационным системам.
Как установило совместное расследование Швеции, Финляндии, Эстонии, Литвы, Латвии и Польши, с января по апрель 2025 года 122 600 авиарейсов в Северной Европе столкнулись с помехами в работе GPS и других спутниковых систем по вине России. Например, в апреле сбои затронули в среднем 27,4% рейсов, причем в некоторых районах показатель превысил 42%. Речь шла о подмене навигационных данных и глушении сигналов, что приводило к различным последствиям – от неверного определения координат до отказов систем. Всего от помех пострадали воздушные суда 365 авиакомпаний
Расследование выяснило, что «глушилки» находятся на территории России – в Калининграде, Петербурге, Смоленске и Ростове. Европейские авиационные ведомства выпустили предупреждения для пилотов и призвали авиакомпании усилить меры безопасности.
Одним из самых громких инцидентов стала история с самолетом председателя Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен: 31 августа он попал под действие систем глушения GPS при заходе на посадку в Болгарии. Экипаж в итоге посадил самолет вручную.