Российские законодатели — Госдума и Совет Федерации — практически не принимают запретительных законов, заявила в интервью «Московскому комсомольцу» спикер верхней палаты парламента Валентина Матвиенко.
По ее словам, обилие запретов в России — не более чем «раскрученный нарратив». «За год мы принимаем порядка 500–600 законов. Так вот, из всего массива принимаемых законов есть несколько, которые можно назвать ограничительными», — сказала Матвиенко.
По ее словам, немногочисленные ограничения, которые вводятся для россиян, связаны с тем, что мир меняется и «появляются новые угрозы».
«Мы должны думать и работать на опережение, с тем чтобы защитить общество от этих новых вызовов и угроз — например, защитить детей от экстремистской и иной информации. И эти законы <…> не направлены против граждан. Они направлены на их защиту», — сказала Матвиенко. Она также добавила, что в некоторых европейских государствах законодательство «гораздо более жесткое», чем в РФ.
За весеннюю сессию (закончилась 3 августа) Госдума и Совфед приняли в общей сложности 305 законов. Из них 49 касались ограничений свободы слова и доступа к информации, ограничений на права меньшинств, ужесточения преследования «иноагентов», расширения полномочий силовых ведомств, ужесточения правил мобилизации, традиционных ценностей. По подсчетам Faridaily, доля репрессивных законов — 13,8% — стала рекордной с начала войны.
Среди нововведений — резонансный закон о штрафах за поиск экстремистского контента и получение к нему доступа с помощью VPN-сервисов, закон о штрафах за передачу сим-карт третьим лицам, запрет показывать в кинотеатрах фильмы, противоречащие традиционным ценностям и др.
В осеннюю сессию Госдума приняла закон о выходе России из Европейской конвенции против пыток, «вечном призыве» в армию, а также повышении НДС до 22% и увеличении налоговой нагрузки для малого бизнеса.