МОСКВА, 25 ноя (Рейтер) - Российский Центробанк отмечает ухудшение обслуживания кредитов в ипотеке и сегменте малого и среднего бизнеса, сказал заместитель директора департамента финансовой стабильности Банка России Евгений Румянцев.
Если в необеспеченном потребкредитовании просрочка стабилизировалась, банки стали активно продавать и списывать с баланса плохие долги, то ипотеке понадобилось больше времени, «чтобы вызрели кредиты».
«В ипотеке пока последние данные, что мы видим, - идет постепенное ухудшение качества обслуживания кредитов. Мы ожидаем, что когда данные за четвертый квартал получим, то увидим там тенденцию... улучшения», - сказал Румянцев, выступая во вторник на конференции Ассоциации российских банков (АРБ).
Ухудшение в ипотеке, которое отмечает ЦБР, в основном касается рыночных кредитов и той ипотеки, которая была выдана по массовой льготной госпрограмме, закончившейся в середине 2024 года.
«Многие бежали, пытались ее взять, успеть в последний вагон, но вот качество этих кредитов, оно, конечно, хуже, чем тех, что ранее выдавали», - сказал Румянцев.
ЦБР также беспокоит сохраняющийся разрыв цен между жильем строящимся и готовым, достигающий 60%.
«Здесь риск в чем? Если человек не сможет обслуживать ипотеку, он рассчитывает, что сможет тогда продать жилье и свой долг перед банком выплатить. Но, та цена... по которой он будет продавать жилье на вторичном рынке... она может оказаться ниже той цены, по которой он это жилье покупал. И здесь, соответственно, есть риск», - сказал Румянцев.
ЦБР обсуждал эту тему с банками и те сообщили, что оценки в разрыве цен не нужно делать на данных Росстата, который учитывает весь жилой фонд, включая совсем ветхое жилье.
«Поэтому мы отдельно смотрели жилье, которое на вторичный рынок выходило. Там тоже разрыв цен есть, но, конечно, меньше, порядка 20%, по нашим оценкам», - сказал Румянцев.
Глава АРБ Гарегин Тосунян спросил представителя ЦБР, ссылаясь на данные аналитического отчета регулятора о том, что доля проблемных кредитов малого и среднего бизнеса выросла до 19,4%, есть ли риски для финансовой устойчивости в этом сегменте.
«По сути дела, пятая часть портфеля МСП перешла в разряд проблемных. Но такой цифры не было никогда», - сказал он.
Румянцев подтвердил, что у МСП ситуация с плохими долгами сложнее, чем у крупного бизнеса.
«Мы, конечно, цифру 19% не подтверждаем, я вот на своих слайдах показывал, доля 4-5 категории качества действительно в МСП выше, чем у крупных, но порядка 8-9%», - добавил он.
Разница, по его мнению, связана еще и с определением сегмента, так как есть разные точки зрения, что включать в МСП.
«Мы с банками в еженедельном режиме общаемся, получаем от них информацию по реструктуризациям кредитов, и видим, что банки активно реструктурируют кредиты, у которых есть сложности с обслуживанием. Банки, конечно, стараются максимально у тех заемщиков, где видят перспективы... максимально оттянуть сроки погашения кредитов или пересмотреть график погашения процентов», - сказал Румянцев.
«Ситуация сложнее, но пока кажется управляемой».
ЦБР стимулировал банки накопить буферы в виде резервов, капитала, чтобы справиться с просрочкой по кредитам.
«И макропруденциальный буфер у банков достаточно большой. Например, по необеспеченным потребкредитам - это 7% портфеля. Это ощутимая цифра, банки способны выдержать 7% пунктов прироста NPL и при необходимости этот буфер можно распустить. Но нас часто спрашивают, почему держим, почему не распускаем. Ответ простой - пока банки, мы видим, генерируют достаточно прибыли... сейчас преждевременно что-то распускать», - сказал Румянцев.
(Елена Фабричная. Редактор Дмитрий Антонов)