Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

РЖД попросили 200 миллиардов рублей из бюджета, чтобы закрыть «дыру» в финансах

Александр Щербак/ТАСС

«Российские железные дороги» обратились в правительство с просьбой о срочной финансовой помощи, чтобы закрыть «дыру», возникшую в бюджете компании, сообщает Reuters со ссылкой на два знакомых с ситуацией источника.

По их словам, РЖД просили транш на 200 миллиардов рублей для покрытия «кассового разрыва» в операционной деятельности. Однако чиновники отвергли эту идею, поскольку это могло бы вызвать волну аналогичных обращений от других госкомпаний, сказали источники Reuters.

По итогам 9 месяцев текущего года РЖД впервые за пять лет получили чистый убыток — 4,4 млрд рублей. При этом запасы наличных за счетах монополии сократились в 12 раз: из «денежной подушки» размером с 251,6 млрд рублей на начало года осталось лишь 21,7 млрд к концу сентября.

Из-за проблем с финансами РЖД на треть сократили инвестиции, отправили часть работников в неоплачиваемый отпуск, а в октябре были вынуждены запустить сокращения персонала.

По словам источников Reuters, вместо прямых финансовых вливаний из бюджета власти могут пойти на смягчение условий по долгу РЖД, который достиг 4 триллиона рублей. Кроме того, обсуждается возможность дополнительного повышения тарифов на перевозки, отсрочки по страховым взносам, либо конвертации долга РЖД в акции, в результате чего кредиторы — крупнейшие госбанки — станут владельцами доли в монополии.

Бюджет РЖД трещит по швам из-за беспрецедентного падения перевозок, которое  началось после вторжения в Украину продолжается четвертый год подряд. Погрузка на сети монополии упала на 3,9% в 2022 году, на 0,2% — в 2023 году, на 4,1% — в 2024-м и еще на 6,7% за январь–сентябрь 2025-го.

Главная цель — профинансировать инвестпрограмму РЖД, заявил Reuters Андрей Костин, глава ВТБ, крупнейшего кредитора транспортной монополии. В этом году РЖД «урезали» расходы на капитальные стройки и закупки оборудования до 890 млрд рублей, хотя изначально закладывали в бюджет 1,3 трлн рублей. «Под нож» пошли расходы на обновление и модернизацию основных фондов, в том числе железнодорожных путей, а также локомотивов и вагонов.

По словам Костина, меры поддержки РЖД направлены на то, чтобы компания по крайней мере не сокращала инвестиции дальше. «Банки готовы реструктуризировать кредиты, перенести платежи при условии, что ЦБ не будет увеличивать резервы по этим кредитам. Такая возможность у ЦБ есть, он может сохранить резервы на нынешнем уровне и дать нам возможность, скажем, перенести выплату процентов для РЖД на более поздний срок», — сказал Костин.

«Вопрос только, какая финансовая модель будет представлена РЖД, сможет ли компания через 3 или 5 лет все эти деньги вернуть. Сейчас как раз эта тема прорабатывается», — добавил банкир.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку