Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Правительство готовит план спасения РЖД из-за долгов на 4 триллиона рублей

Александр Щербак/ТАСС

Правительство России готовит план финансовой поддержки «Российских железных дорог», которые столкнулись с резким ухудшением финансового положения и накопили триллионы рублей долгов, сообщает Reuters со ссылкой на два источник в отрасли.

По словам одного из них, речь идет о «спасении» РЖД, которые после начала войны столкнулись с обвальным падением грузоперевозок.

Власти рассматривают возможность повышения тарифов на грузоперевозки, чтобы дать РЖД дополнительный доход, а также субсидии, введение налоговых льгот и выделение денег из Фонда национального благосостояния.

Проблемой для РЖД стал гигантский долг, который на конец первого полугодия достигал 3,3 трлн рублей, а на текущий момент, по словам источника Reuters, добрался до отметки 4 трлн рублей. Из повышения процентных ставок компании в этом году придется отдать банкам на обслуживание кредитов 686 млрд рублей.

По словам источников Reuters, власти могут ограничить процентные ставки по долгу РЖД уровнем 9%. Кроме того, рассматривается возможность конвертировать около 400 млрд рублей долга компании в акции — в результате госбанки, основные кредиторы РЖД, станут владельцами доли в госкорпорации. Решение будет приниматься на совещании в правительстве 11 декабря с участием премьера Михаила Мишустина, говорят источники Reuters.

Бюджет РЖД трещит по швам из-за беспрецедентного падения перевозок, которое продолжается четвертый год подряд: погрузка на сети монополии упала на 3,9% в 2022 году, на 0,2% — в 2023 году, на 4,1% — в 2024-м и еще на 6,7% за январь–сентябрь 2025-го. По итогам 9 месяцев текущего года РЖД впервые за пять лет получили чистый убыток — 4,4 млрд рублей. А резервы наличных на счетах монополии с начала уменьшились в 12 раз — с 251,6 до 21,7 млрд рублей.

Из-за проблем с финансами РЖД на треть сократили инвестиции, отправили часть работников в принудительный неоплачиваемый отпуск (2 дня в месяц), а в октябре были вынуждены запустить сокращения персонала.

Чтобы залатать бюджет РЖД власти рассматривают возможность введения 1% надбавки к тарифу на «транспортную безопасность» начиная с марта — это даст 23 млрд рублей. Еще 29 млрд рублей принесет РЖД индексация тарифов на экспорт угля на 10% с марта, 40 млрд рублей — общая индексация тарифа с октября и почти 17 млрд рублей — рост тарифа на перевозку порожних вагонов с марта и потом с октября, рассказали источники Reuters.

Кроме того, монополии могут разрешить перенести выплаты страховых взносов с текущего года на следующий — это сэкономит 290 млрд рублей. Наконец, рассматривается субсидия на 85 млрд рублей в следующем году.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку