В течение нескольких недель женщины в России размещают в социальных сетях фотографии без сексуального подтекста, показывающие их с минимумом одежды или без нее, а также фотографии складок живота, волос на теле, вагин и груди.
Онлайн флешмоб — распространенная форма протеста в России — проходит в поддержку Юлии Цветковой, феминистки и ЛГБТ-активистки из Комсомольска-на-Амуре.
Это всего лишь одна из попыток последних недель, которая направлена на привлечение внимания к делу Цветковой и, возможно, на изменение хода процесса в ее пользу.
27-летний художнице грозит до шести лет лишения свободы по уголовному обвинению за распространение порнографии. Преступление — серия рисунков в паблике «Монологи Вагины», которые абстрактно иллюстрируют женские половые органы всех форм и размеров, чтобы помочь положить конец стигме, окружающей женские тела, утверждает художница.
«Я вижу много людей, которые не боятся выражать свое мнение, выходить на улицы и публично поддерживать феминистские и ЛГБТ-движения, — сказала Цветкова в интервью The Moscow Times. — Я вижу, что люди слышат женские голоса все больше и больше».
На фоне недавнего принятия Россией конституционных поправок, которые закрепляют консервативные популистские убеждения в основном законе России, Цветкова стала символом последствий стремления России сохранить «традиционные семейные ценности» за счет свободы слова.
Как российские, так и иностранные правозащитные организации назвали ее политзаключенной, а под онлайн-петицией с требованием снять с нее обвинения было собрано более 234 тысяч подписей. В течение нескольких месяцев после того, как было заведено дело, она и ее мать подвергаются преследованиям и угрозам убийством.
Цветкова также получила административные штрафы по обвинениям за рисунки, пропагандирующие такие концепции, как бодипозитив и признание сексуальной идентичности среди молодых людей. Как было заявлено, рисунки нарушили российский закон о запрете гей-пропаганды.
«Причина, по которой Цветкова так жестоко преследуется, заключается в том, что она феминистка и активистка ЛГБТ в отдаленном городе, где она особенно выделяется как диссидент и свободный мыслитель», — сказала Анастасия Злобина, представляющая неправительственную организацию Human Rights Watch в России.
Николь Гарно, художница из США, которая помогает организовывать усилия по поддержке Цветковой, говорит, что в России разработан пропагандистский нарратив о героической защите детей от идей нетрадиционных сексуальных отношений, который одновременно направлен против феминисток и тех, кто поддерживает права женщин.
«Это отвлечение от очень серьезной борьбы, с которой сталкиваются среднестатистические русские люди», — добавила она.
В преддверии судебного процесса над Цветковой, который должен начаться в середине июля, активисты по всей России протестуют, требуя ее освобождения как лично, так и онлайн.
«Моя задача состояла в том, чтобы выделить этот случай на фоне перегруженной повестки протеста. У нас огромное количество несправедливостей в России, поэтому сначала никто не заметил преследований в отношении еще одного ЛГБТ-активиста », — сказала Ольга Карчевская, активистка, которая работала над делом Цветковой весь прошедший год.
В последние недели активисты организовывали одиночные пикеты в Москве, Санкт-Петербурге и других городах по всей стране.
На прошлых субботних пикетах, в которых приняли участие более 500 человек по всей стране, более 40 человек были задержаны в Москве и Санкт-Петербурге, некоторые из них силой. Один из протестующих был арестован на 20 дней по обвинению в неоднократных нарушениях закона о протестах, в то время как другим пришлось заплатить штрафы.
Также 27 июня активисты организовали «забастовку СМИ», в ходе которой более 50 сайтов российских СМИ, блогеров, знаменитостей, общественных организаций и организаций культуры на весь день поставили черные баннеры, чтобы призвать к немедленному снятию обвинений с Цветковой.
Видные деятели культуры, такие как Надя Толоконникова из Pussy Riot, также провели девятичасовой марафон лекций и чтений, чтобы повысить осведомленность о деле Цветковой.
«Надежная поддержка Юлии вселяет надежду, — сказала Злобина. — С другой стороны, дело против нее связано с расплывчатым и избирательным правоприменением».
На этой неделе уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова пообещала, что лично рассмотрит дело Цветковой — это, возможно, самый большой выигрыш от протестов.
Тем не менее, это далеко не гарантия того, что Цветкова выйдет на свободу после суда. По словам Карчевской, если ей вынесут приговор в виде лишения свободы, последствия этого будут катастрофическими для феминистского сообщества в России.
Независимо от того, что произойдет дальше, сама Цветкова сказала, что наблюдение за протестами издалека дало ей «вдохновение», а возросшее понимание всей ситуации придало ей «силу» перед судом.
«Все это дает мне надежду, что в этой стране не все так плохо, как кажется в трудные дни», — сказала она.