Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на «The Moscow Times. Мнения» в Telegram

Подписаться

Позиция автора может не совпадать с позицией редакции The Moscow Times.

Как ограничены права россиян на выборах

Движение в защиту прав избирателей «Голос» (включено под № 1 в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента), несмотря на крайне сложную ситуацию в стране, продолжает мониторинг выборов, считая это своей миссией и важным элементом защиты гражданских прав и свобод, в том числе права граждан на выражение свободы мнений.
Выполнять новые законодательные рестрикция придется верной Элле Памфиловой
Выполнять новые законодательные рестрикция придется верной Элле Памфиловой сайт Центризбиркома РФ

Мы убеждены, что системный анализ происходящего в стране — важнейшая часть борьбы за ее будущее. И выборы остаются важнейшим элементом системы власти: множественное давление на граждан в ходе этой, уже идущей, кампании — наглядное доказательство того, что они все еще имеют значение как элемент влияния общества на власть, несмотря на все уже введенные запреты и попытки их ужесточения.

Опубликован наш первый доклад о выборах, которые пройдут 11 сентября 2022. Он посвящен правовым и политическим особенностям выборов и имеет подзаголовок: 



Ограничение свобод и продолжение департизации в условиях спецоперации

Вывод из первого подраздела первой части, посвященной изменениям федеральных законов (заголовок «Радикальное ограничение свободы выражения мнения»):

сегодня в России заблокированы почти все СМИ, способные транслировать точку зрения, отличную от официальной, и крупнейшие неподконтрольные властям социальные сети, кроме YouTube, вместе с мессенджерами. Фактически большинство граждан России лишены возможности получать альтернативную официальной информацию о важнейших вопросах политической, социально-экономической, культурной и общественной жизни страны.

Такая возможность сохраняется только у тех, кто в достаточной мере освоил технологию VPN.

Другой вывод: невозможно выражать некоторые взгляды без риска попасть под репрессии со стороны государства, что не может не сказаться на ведении агитации кандидатами: они оказались максимально ограничены в критике действий власти. Это означает, что невозможно и говорить о свободном волеизъявлении граждан в ходе избирательной кампании 2022 года.

Второй подраздел («Масштабная департизация на региональном уровне») посвящен тому, что несмотря на лояльность всех системных партий, власть продолжает работу по ослаблению влияния любых партий на власть — как структур, объединяющих граждан. Это выражается в уменьшении доли депутатов, избираемых по партспискам, и введении возможности полной отмены действовавшего с 2003 года правила об обязательном избрании части депутатов региональных парламентов по пропорциональной системе. 

В третьем подразделе («Изменения непосредственно в избирательном законодательстве») анализируются  изменения, ставшие следствием закона от 14 марта 2022 года (№ 60-ФЗ).

Речь об ограничениях избирательных прав граждан, снижении общественного контроля за выборами и снижении возможности для эффективного участия оппозиции в выборах.

Другое важнейшее изменение по этому закону — отмена права назначать членов окружных, территориальных и участковых избирательных комиссий с правом совещательного голоса, лишающая оппозицию одного из наиболее эффективных инструментов контроля за деятельностью избирательных комиссий.

Во втором разделе анализируется процесс смены глав регионов до начала кампании. Уже на этом этапе обновление составило 53%. В шести из восьми регионов, где назначены новые временно исполняющие обязанности, ими стали фактические «варяги». В некоторых случаях происходило сознательное затягивание начала избирательной кампании, что приводит к сокращению сроков выдвижения кандидатов и сбора подписей.

Таким образом, затягивание имеет целью снижение конкуренции.

В третьем разделе («Правовые параметры выборов глав регионов») анализируются параметры муниципального фильтра. Возможность самовыдвижения предусмотрена только в трех регионах (Кировской области, где оно было и в прошлом цикле, а также в Республике Марий Эл и Ярославской области).

В четвертом разделе («Правовые параметры выборов законодательных органов субъектов Российской Федерации») подробно анализируются избирательные системы на выборах региональных парламентов: соотношение пропорциональной и мажоритарной составляющих, заградительный , методы распределения мандатов, разбиение списков на территориальные группы. Отмечено снижение доли депутатов, барьеризбираемых по пропорциональной системе, в четырех регионах из шести. Тем не менее ни в одном из этих регионов пока не воспользовались правом полностью исключить выборы по партийным спискам.

Региональные законы принуждают разбивать списки на большое число территориальных групп, что на практике приводит к результатам, противоположным декларируемым: территориальное представительство искажается. Кроме того, эти же законы вынуждают партии включать в списки большое число кандидатов (больше числа мандатов, распределяемых по спискам), что увеличивает организационную и финансовую нагрузку на партии.

Из шести регионов в двух регистрационную льготу (право регистрировать кандидатов и списки без сбора подписей) имеют только пять парламентских партий. Больше всего льготников (9) на Сахалине.

В пятом разделе («Правовые параметры муниципальных выборов») анализируются параметры избирательных систем на выборах представительных органов 12 региональных центров. Здесь департизация характерна в большей степени, чем на выборах региональных парламентов. В пяти региональных центрах (Горно-Алтайск, Владивосток, Омск, Тверь, Ярославль) полностью отменены выборы по партийным спискам. Везде, где используется смешанная система, партиям навязано разбиение списков на территориальные группы, что на выборах в городах имеет негативные последствия. Ни в одном из региональных центров не предусмотрена возможность голосовать «против всех».

Регистрационную льготу в Кызыле имеют только пять парламентских партий. Больше всего льготников (8) в Твери.

В трех последних разделах анализируются предельные размеры расходования («потолки») средств избирательных фондов. Показано, что в расчете на одного избирателя эти «потолки», полностью определяемые региональными законами, варьируются в очень широких пределах: от 15 рублей на избирателя на выборах губернатора Свердловской области до 907 рублей на выборах Омского городского совета.

Авторы доклада:

Александр Кынев, кандидат политических наук, независимый эксперт,

Аркадий Любарев, кандидат юридических наук, член совета движения «Голос»,

Станислав Андрейчук, кандидат исторических наук, сопредседатель движения «Голос».

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку