Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на «The Moscow Times. Мнения» в Telegram

Подписаться

Позиция автора может не совпадать с позицией редакции The Moscow Times.

Почему российское образование воспитывает или надзирателя, или бездумного исполнителя

Чего добились выпускники за пятнадцать лет — в таком опросе я участвовал еще студентом первого курса геологоразведочного факультета. Помню главного геолога экспедиции, который уверенно сказал, что пригодилось практически все; и женщину, рядового инженера-геофизика, которая так же уверенно сказала, что ничего из вузовской программы ей не понадобилось.
Знания в школе дают, а как их использовать — непонятно
Знания в школе дают, а как их использовать — непонятно Денис Гришкин / пресс-служба Мэра и Правительства Москвы

По большому счету, именно в этом примере, как в капле воды, отразилась одна из ключевых проблем советского, а потом и российского образования, особенно школьного, — подавляющее число учащихся не в состоянии усвоить и использовать те знания, которые дает образовательная система.

Школьное образование, в принципе, должно готовить человека ко взрослой жизни, не случайно продолжительность обучения в разных странах мира почти идеально коррелирует с продолжительностью жизни. Чем больше человек живет, тем больше времени можно выделить на его подготовку.

Отечественное школьное образование во многом представляет собой реликт той эпохи, когда о правах ребенка никто не думал, а главная задача состояла в том, чтобы усиленно «напихать» человека знаниями, а если он сопротивлялся, то это сопротивление сломать.

За 10-11 школьных лет обучения в несчастного российского школьника заталкивается огромное количество самых разных сведений: цифры, даты, формулы, теоремы, определения… Результат плачевный, большинство выпускников школ с трудом могут повторить хоть часть из этого, а уж осознанно использовать эти знания способны единицы.

Собственно говоря, школа этому не учит. Ее задача — вывалить знания и постараться отчитаться в том, что груз этих знаний ученику доставлен.

В такой безжалостной системе сохранить интерес к обучению способны единицы. Причем в системе школьных оценок такие любознательные ученики редко получают высшие баллы. Практика дисциплины и зубрежки обычно выводит наверх тех, кто способен быстро повторить сказанное учителем, исполнить решение типовой задачи и дисциплинированно выучить все стихотворения и формулировки.

Подавляющее большинство механистически выученных «солдатиков» идет затем в вузы, где картина зачастую повторяется. Педагоги-начетчики пересказывают многократно переизданные учебники, заставляют решать повторяющийся из года в год набор задач — и на выходе из вуза получают якобы специалиста.

Как говорили в советское время, «набирают дубов, а выпускают липу».

Выращенный таким образом человек готов к бездумному подчинению и выполнению любых бессмысленных приказов начальства. Его именно к этому готовили. Только раньше это был школьный учитель, а теперь начальник, командир или президент. Задача простая — получить информацию и бездумно ее переработать.

В фильме «Матрица» для безусловного подчинения человека надо было поместить в ванну и присоединить к его голове шнур. В реальной жизни достаточно завалить его информацией и приказами, приучить к повиновению и несамостоятельности, а затем дать понять, что единственный способ не получить наказание — это тупо подчиняться и ни о чем не думать.

В результате у человека в реалиях российской жизни два основных пути. Либо плыть по течению, надеясь, что рано или поздно система тебя вознаградит, либо становиться надзирателем в этой системе, то есть тем, кто создает угрозы и наказания.

Главная задача власти — убедить человека, что других путей у него просто не существует. И пока большинство людей будут в этом уверены, система будет самовоспроизводиться.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку