Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Силуанов допустил рост дефицита бюджета РФ в 23г выше 2% из-за потолка цен на нефть

*

Данный материал был произведен в России, где законодательство ограничивает освещение специальной военной операции РФ в Украине

(Добавлены высказывания Силуанова по всему тексту, справочная информация)

МОСКВА, 27 дек (Рейтер) - Минфин РФ видит риски превышения размера дефицита федерального бюджета РФ запланированных 2% ВВП в 2023 году, поскольку потолок цен на нефть сокращает экспортные доходы России, однако все расходы будут исполнены, а помогут в этом заимствования и Фонд национального благосостояния, сказал министр финансов Антон Силуанов.

«Возможен ли больший дефицит бюджета? Возможен, если доходы будут ниже запланированного. Какие риски в следующем году? Ценовые и ограничительные», - сказал Силуанов журналистам.

«Если мы не будем продавать в одни страны - будем в другие страны. Снизит ли это объем добычи и экспорта энергоресурсов из России? Об этом много говорилось, что это возможно... Мы видим внешние риски, они сохраняются».

Россия из-за ограничений цен на ее сырую нефть может сократить нефтедобычу в начале следующего года на 5-7%, говорил вице-премьер Александр Новак на прошлой неделе.

Поступления валютной выручки в страну будут зависеть от того, каким будет спрос на нефть и в какой мере российские экспортеры найдут новые рынки сбыта, сказал Силуанов.

«Насколько действие этого потолка (цен) для нас существенно? Существенно в той части, что в те страны, которые установили потолок, поставки не будут вестись. Значит, будут другие страны. Да, вырастет логистика. Дисконты могут от этого измениться».

Президент РФ Владимир Путин ранее говорил, что Россия ничего не потеряет от введенного потолка цен на российскую нефть, который, по его словам, соответствует текущим ценам продажи сырья, и призывал не переживать за бюджет.

Силуанов пообещал, что несмотря на риски падения доходов все расходные обязательства будут исполнены.

«Допустим, цены падают, объемы сокращаются. Что делать? Значит, будем использовать два источника - ФНБ и займы», - сказал он.

Расширяющиеся западные санкции против Москвы из-за «специальной военной операции» в Украине, присоединение новых территорий, частичная мобилизация чреваты разрастанием военных расходов и трат на сиюминутную борьбу с кризисом, с одной стороны, и снижением экономической активности и падением доходов, с другой, предупреждали аналитики.

Так, аналитики ВЭБа считают, что дыра в казне в 2023 году может достичь 3,9 триллиона рублей, или 2,6% ВВП, вместо запланированных 2,9 триллиона рублей, или 2% ВВП. Аналитики ВТБ прогнозировали бюджетный дефицит в следующем году на уровне 4-4,5 триллиона рублей.

Глава Минфина назвал «реалистичным» заложенный в бюджет-2023 объем трат в 29 триллионов рублей, добавив при этом, что «никто не знает, как будут развиваться события». По его словам, если будут какие-то новые решения в части расходов, Минфин будет реагировать на них по ходу исполнения бюджета.

ПОПОЛНИТЬ ФНБ?

Если проблем с доходами не будет, Минфин будет принимать решения о покупках валюты для пополнения ФНБ в рамках обновленного бюджетного правила ежемесячно на основе расчетов о выполнении годового ориентира базовых нефтегазовых доходов, сказал Силуанов.

«С ЦБ вопрос согласовали, с января правило будет работать, механизм уточнился. Все, что сверху 8 триллионов рублей - туда (в ФНБ), все, что ниже - оттуда. Сделаем оценку из месячных показателей и, соответственно, будем принимать решение о пополнении или непополнении ФНБ», - сказал Силуанов.

«Мы каждый месяц даем казначейству, а казначейство - ЦБ, поручение закупить или продать то или иное количество денег в ФНБ. Точно так же планируем и сейчас действовать, как в предыдущие годы, когда действовало бюджетное правило. Рассчитать 8 триллионов рублей помесячно на год можно».

Отменив вскоре после начала «спецоперации» в Украине ограничивающее траты казны бюджетное правило, Минфин затем предложил его модифицированную версию, которая будет отличаться большей мягкостью, что позволит тратить больше доходов.

Объем базовых нефтегазовых доходов - одну из переменных, которая определяет предельный уровень расходов, - Минфин зафиксировал на предстоящую трехлетку в размере 8 триллионов рублей, что, по словам Силуанова, соответствует цене отсечения на уровне $62-63 за баррель.

Это сильно выше, чем предполагала прежняя конструкция бюджетных правил - в 2023 году цена отсечения, при превышении которой нефтегазовые доходы не тратились, а накапливались в Фонде национального благосостояния (ФНБ), должна была составить $45 за баррель.

Силуанов повторил, что в случае если в бюджете будут сверхдоходы, Минфин будет закупать юани, так как из-за санкций альтернатив не осталось.

«Юань из валют дружественных стран в наибольшей степени обладает характеристиками резервной валюты и достаточной ликвидностью на нашем внутреннем валютном рынке. Поэтому и пополнение ФНБ будет осуществляться именно в этой валюте», - сказал он.

СОХРАНИТЬ НАЛОГИ

Минфин РФ не планирует менять налоговые условия даже при падении доходов, сказал Силуанов, считая, что уже принятых корректировок налогов достаточно.

«В течение года точно не меняем правила игры. Мы можем лишь говорить о следующих бюджетных циклах, но мне кажется, что основные налоговые новации реализованы... Бюджет принят, основные направления налоговой политики тоже, вот в их рамках и будем действовать», - сказал он.

В начале декабря замминистра финансов Алексей Сазанов

намекал

на возможность очередного повышения налогов, сказав, что Минфин в 2023 году продолжит анализировать ресурсные сектора экономики с высокой маржинальностью и налоговым потенциалом.

Чтобы свести концы с концами на фоне «спецоперации» России в Украине и ответных санкций Запада, власти решили резко

повысить

в 2023-2025 годах налоговую нагрузку на нефтегазовую отрасль, что принесет российскому бюджету за три года дополнительно около 3,6 триллиона рублей.

«ОСЛАБИТЬ ДАВЛЕНИЕ»

Силуанов объяснил увеличение вдвое дефицита бюджета в 2022 году до 2% ВВП с прогнозировавшихся еще в октябре 0,9% ВВП переносом части расходов следующего года на этот год.

«Мы видим возможности в этом году провести часть расходов 2023 года, чтобы ослабить давление на следующий год. Это явилось основанием того, что мы увеличили дефицит с 0,9% ВВП до 2% ВВП. Часть трат следующего года возникла уже в ходе бюджетного процесса, во время обсуждения бюджета в парламенте, поэтому чтобы не рушить бюджетный процесс, мы приняли решение эти допрасходы профинансировать в этом году», - сказал он.

По его словам, Минфин оценивает объем расходов по итогам 2022 года на уровне более 30 триллионов рублей:

«После начала СВО изменились макроусловия, выросла инфляция, это потребовало немаленького объема ресурсов для поддержки тех же семей. Одно решение по семьям с детьми обошлось в 1,06 триллиона рублей. Индексация пенсий и других выплат требуют денег».

По его словам, все бюджетные инициативы согласовывались с Банком России, который заложил в денежно-кредитную политику принятые решения по расходам.

ЦБР неоднократно

предупреждал

, что более мягкая бюджетная политика означает более высокий уровень процентных ставок.

В результате на погашение дыры в казне в 2022 году Минфин потратит из ФНБ чуть более 2 триллионов рублей, сообщил Силуанов.

Средства ФНБ, по его словам, в частности пойдут на компенсацию обязательным социальным фондам выпадающих доходов из-за предоставленной отсрочки компаниям по уплате страховых взносов на сумму 772 миллиарда рублей. В следующем году эти средства вернутся в ФНБ, сказал он.

В октябре-ноябре Минфин потратил на финансирование дефицита 560 миллиардов рублей. Таким образом, в декабре траты из ФНБ могут достичь порядка 1,5 триллионов рублей. Ликвидные активы ФНБ на 1 декабря составляли 7,60 триллиона рублей ($124,5 миллиарда), или 5,7% ВВП.

БЕЗ ТАРГЕТА

Минфин больше не будет жестко придерживаться цели по доле бумаг с плавающим купоном в долговом портфеле, сказал Силуанов.

«У нас сейчас нет жесткого таргета, сколько это должно быть - 40%, 45% или 50%. Понятно, что сегодня занять большие объемы можно только по плавающим ставкам», - сказал он.

«У нас сейчас доля инструментов с плавающими ставками 38%. Это немало. Но если RUONIA, ставки будут снижаться, мы будем в выигрыше», - сказал Силуанов.

После рекордных заимствований 2020 года в условиях пандемии и падения нефтяных цен представители министерства не раз говорили, что объем флоатеров в долговом портфеле РФ стал слишком большим. Замминистра финансов РФ Тимур Максимов говорил в январе до начала «спецоперации», что ведомство будет стремиться к тому, чтобы доля таких бумаг в общем портфеле в среднесрочном периоде не превышала 25%.

По словам Силуанова, занимать по фиксированным ставкам такие большие объемы, которые Минфин осуществил в четвертом квартале этого года, было бы гораздо дороже.

«Вопрос, что лучше. Брать фиксированные ставки и иметь прогнозируемый долг или брать плавающие, но делать так, чтобы эти плавающие ставки не были высокими».

«В настоящий момент для инвесторов плавающие ставки были более привлекательными, был такой запрос, поэтому мы пошли на такой инструмент, потому что он не создает проблем для банков, не отнимает часть капитала и для банков более надежен в инвестировании на финансовом рынке».

«Хотя, если бы банки мыслили так же, как и мы, то могли бы покупать бумаги с фиксированным купоном и жить спокойно, если они верят, конечно, нашей политике. Странно, что у них какие-то сомнения есть», - добавил глава Минфина.

Он сказал, что в следующем году Минфин будет предлагать всю линейку долговых инструментов, так же как в конце этого года.

В 2022 году Минфин привлек на рынке ОФЗ 3,28 триллиона рублей, из которых почти 3,14 триллиона - в четвертом квартале, поскольку из-за волатильности на рынках в связи со «спецоперацией» в Украине ведомство в течение семи месяцев не проводило первичные аукционы по размещению гособлигаций. Такой объем займов в основном был обеспечен за счет размещения бумаг с переменным купонным доходом, которых ведомство продало на 2,50 триллиона рублей.

Программа внутренних заимствований на 2023 год составляет 2,5 триллиона рублей и дает право Минфину занять еще до 1 триллиона рублей для замещения трат ФНБ. (Дарья Корсунская)

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку