16 янв (Рейтер) - Продажи Минфином РФ иностранной валюты из резервов для компенсации недостающих бюджету рублей из-за падения нефтегазовых поступлений будут укреплять российскую валюту и снижать рублевую выручку от продажи нефти, приводя к эффекту замкнутого круга - чем ниже доходы, тем больше продажи валюты, тем крепче курс, тем ниже доходы, говорят аналитики.
Российские Минфин и Центробанк объявили на прошлой неделе о возобновлении интервенций на валютном рынке на фоне перезапуска бюджетного правила, планируя с 13 января по 6 февраля продавать из Фонда национального благосостояния (ФНБ) китайские юани на 54,5 миллиарда рублей. Именно такого объема нефтегазовых доходов казна недосчитается в январе, оценил Минфин.
Продажа иностранной валюты из-за недополученных доходов будет способствовать укреплению рубля, в случае же поступления сверхдоходов Минфин будет покупать юани, а рубль, соответственно, слабеть, объясняет работу бюджетного правила аналитик Тинькофф Инвестиции Андрей Опарин.
С момента объявления Минфина и ЦБР о январских продажах валюты рубль в основном укрепляется, обновляя многодневные максимумы. По итогам прошлой недели рубль набрал более 4% к доллару и более 2% - в парах с евро и юанем, показывая столь значительное укрепление впервые с середины осени.
Утро понедельника рубль начал с падения, но на основной биржевой сессии развернулся в плюс.
По мнению аналитика БКС Экспресс Василия Карпунина, есть риск, что недополученный размер нефтегазовых доходов в феврале и марте будет больше январских, что связано с возросшими дисконтами при продаже российских энергоносителей, введением с 5 февраля эмбарго на поставки нефти и ожидаемого потолка цен на нефтепродукты из РФ.
Экономист ЦентроКредитБанка, автор телеграм-канала MMI Евгений Суворов оценил объем недостачи нефтегазовых доходов в феврале в два–три раза больше января.
«В свою очередь, это потребует увеличения объемов продажи валютных резервов правительства и через курсовую динамику (укрепление рубля и сдерживание от ослабления) может ухудшить фактические нефтегазовые доходы бюджета», - написали аналитики Росбанка.
По оценкам аналитиков Сбербанк CIB, при средней цене Urals на уровне $55 за баррель и обменном курсе 67 рублей за $1 объем ежемесячных интервенций составит около $1,5 миллиарда (эквивалентно 100 миллиардам рублей), а за год - $18 миллиардов.
Продажа валюты со стороны ЦБР в таком объеме приведет к уменьшению рублевой ликвидности на 1,1 триллиона рублей, прогнозируют они.
Решение Минфина начать продажу иностранной валюты вызывает недоумение в свете предыдущих указаний правительства относительно того, что диапазон курса 70-80 рублей за $1 является справедливым и целевым уровнем в будущем, написали аналитики Альфа-банка.
Первый вице-премьер Андрей Белоусов в конце декабря называл крепкий курс рубля одной из основных проблем экономики РФ и говорил, что в условиях, когда падают доходы российских компаний, что негативно сказывается на инвестициях, хорошо бы иметь курс 70-80 рублей за $1.
Колебания курса на 1 рубль обходятся бюджету в 130-150 миллиардов рублей в год, приводил расчеты глава Минфина Антон Силуанов.
По мнению аналитиков Росбанка, непонятно, насколько Минфин будет готов придерживаться текущего подхода, если, например, недополучение нефтегазовых доходов кратно увеличится в объеме и растянется на несколько месяцев подряд.
Рублевая цена барреля российской нефти Urals уже опустилась до двухлетнего минимума на фоне ослабления котировок сорта и укрепления рубля к доллару США, показали расчеты Рейтер.
Для выхода рублевой цены Urals на ориентир, установленный в бюджете, при текущей цене нефти доллар США должен стоить 104,2 рубля или при текущем курсе рубля к доллару котировка Urals должна находиться на отметке $70,6 за баррель.
Федеральный бюджет на 2023 год сверстан на основе прогноза стоимости Urals $70,1 за баррель при курсе 68,3 рубля за доллар США, тогда как основная российская нефтяная смесь в настоящее время торгуется около $50 за баррель.
С учетом текущих цен на нефть Brent и примерного дисконта между Brent и Urals в $31–32 курс рубля к доллару сохраняет потенциал тестирования нижней границы в диапазоне 67–65 рублей за $1, оценивает начальник отдела глобальных исследований Открытие Инвестиции Михаил Шульгин.
Вице-премьер Александр Новак на совещании у президента РФ указывал на проблему высокого уровня дисконта на нефть из РФ по отношению к эталонным сортам, а Владимир Путин в ответ велел подготовить предложения, ограничивающие влияние дисконта на бюджет.
В понедельник Минфин сообщил, что средняя цена Urals с 15 декабря по 14 января составила $46,82 за баррель.
Учитывая, что средняя цена Brent за этот период составила $81,5 за баррель, получается, что спред увеличился до $35 или 43%, что является новым антирекордом, написал Суворов.
«Если относительно низкие цены на Urals продлятся долго, а рубль при этом останется достаточно сильным, то в этом случае дыра в бюджете будет раздуваться. И с этим надо будет что-то делать», - говорит главный экономист Эксперт РА Антон Табах, по мнению которого, масштабы проблемы будут понятны только к середине года. (Дарья Корсунская. Редактор Дмитрий Антонов)