Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Минфин РФ предложил отменить ограничения для антикризисных и инфраструктурных трат из ФНБ

(Добавлены подробности, справочная информация)

26 янв (Рейтер) - Российский Минфин предложил разрешить финансировать из Фонда национального благосостояния (ФНБ) инфраструктурные проекты и «антикризисные» инвестиции вне зависимости от размера ликвидных средств фонда, сославшись на необходимость поддержки ключевых секторов экономики в сложных геополитических условиях.

Согласно поправкам в Бюджетный кодекс, опубликованным на официальном

портале

нормативных актов, без учета объема ликвидной части фонда его средства могут быть размещены в финансовые активы, связанные с финансированием инфраструктурных проектов, одобренных после 1 октября 2021 года, «антикризисные инвестиции» и депозиты в ВЭБа, решения о вложении в которые были приняты после ‎1 октября 2022 года. Предполагается, что совокупный объем таких вложений не превысит 4,25 триллиона рублей.

«Данные изменения позволят обеспечить надежную поддержку ключевых отраслей российской экономики в текущих сложных геополитических и макроэкономических условиях», - говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Кроме того, средства фонда вне зависимости от объема его свободных средств могут быть вложены в государственные ценные бумаги РФ, акции и облигации российских эмитентов, депозиты в государственной корпорации ВЭБ.РФ, решения о размещении которых приняты до 1 октября 2022 года, и паи инвестиционных фондов под управлением РФПИ.

Минфин также предложил вернуться к планке ликвидного объема ФНБ в 7% ВВП, до достижения которой не допускается размещение средств фонда в иные финансовые активы, следует из законопроекта, который предлагается ввести в действие со дня его официального опубликования.

Размер ликвидной части фонда важен, так как он использовался Минфином в качестве ориентира, сколько можно потратить.

Осенью 2021 года, незадолго до начала «спецоперации» в Украине, Минфин предложил, а президент Владимир Путин поддержал идею

повысить

минимальный уровень ликвидных резервных активов с 7% ВВП до 10% ВВП, указав на долгосрочные бюджетные риски, связанные с энергопереходом. Порог в 10% ВВП был введен с 2022 года, «чтобы увеличить ликвидную часть фонда на случай неблагоприятного изменения ценовой конъюнктуры».

Исключение должны были составить вложения в инфраструктурные проекты, включая мегакомплекс Газпрома и Русгаздобычи в Усть-Луге на 2,5 триллиона рублей. Такая сумма была прописана в Бюджетном кодексе.

К началу 2023 года общий объем ФНБ с учетом размещенных ранее средств составлял 10,43 триллиона рублей, или 7,8% ВВП, что эквивалентно $148,35 миллиарда. При этом ликвидные активы ФНБ (средства на банковских счетах в Банке России) на 1 января составляли только 6,13 триллиона рублей ($87,19 миллиарда), или 4,6% ВВП.

ФНБ, который в предыдущие годы накапливался за счет сверхдоходов от нефти и газа и изначально был предназначен для поддержки пенсионной системы, в прошлом году стал главным источником покрытия бюджетного дефицита, после того как Москва начала «спецоперации» в Украине, а Запад ответил масштабными санкциями, включая заморозку половины золотовалютных резервов РФ.

В 2022 году Минфин

потратил

из ФНБ почти 3 триллиона рублей на погашение дыры в казне и около 1 триллиона рублей на спасение отдельных компаний.

В 2023-2024 годах в соответствии с законом о бюджете Минфин может потратить на погашение дефицита из ФНБ еще 4,2 триллиона рублей. В результате, по оценке Минфина, к концу 2024 года ликвидные средства ФНБ, размещенные на счетах в ЦБР, могут сократиться до 2,3 триллиона рублей, или 1,4% ВВП, что Счетная палата называла наименьшим уровнем резервных фондов России за 20 лет.

В прошлом году глава Минфина Антон Силуанов не раз говорил, что власти будут беречь ФНБ, отдавая предпочтение наращиванию долга для финансирования бюджетного дефицита, который в 2023 году заложен на уровне 2,9 триллиона рублей, или 2% ВВП.

До начала «спецоперации» общий размер фонда с учетом вложенных средств составлял 13,61 триллиона рублей, или 10,2% ВВП, а свободные средства - 8,77 триллиона рублей, или 6,6% ВВП. (Дарья Корсунская. Редактор Дмитрий Антонов)

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку