Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на «The Moscow Times. Мнения» в Telegram

Подписаться

Позиция автора может не совпадать с позицией редакции The Moscow Times.

Как Путин разрушил энергетический рынок России

Сеть газовых месторождений и трубопроводов, разработанная за сотни миллиардов долларов, практически полностью разрушена. В итоге платить за ведение этой войны будут еще несколько поколений россиян.
«Газпром»

Россия потратила почти 50 лет на создание своего энергетического рынка в Европе. Президент Владимир Путин уничтожил его менее чем за 50 недель. 

Да, Россия нашла альтернативные рынки для сбыта сырой нефти, в основном в Индии, но перевод продаж нефтепродуктов и природного газа на другие рынки займет годы и будет сопряжен с огромными затратами. Это если вообще возможно — создать новые рынки сбыта, пока мир отворачивается от ископаемого топлива.

Когда 24 февраля войска России вторглись в Украину, европейские потребители энергии испугались. Рынок, который поглощал почти 2,5 млн баррелей нефти в день, еще миллион баррелей нефтепродуктов и 155 млрд кубометров природного газа в год, оказался под угрозой.

Потоки сырой нефти из России в страны Европы начали сокращаться сразу после того, как путинские войска пересекли границу. К 5 декабря 2022 года, когда вступил в силу запрет ЕС на морской импорт российской нефти,  единственным оставшимся рынком сбыта была Болгария, которая добилась для себя временного разрешения на покупку нефти у России. Поток нефтепродуктов движется по той же траектории в преддверии аналогичных санкций, которые вступают в силу 5 февраля.

Европейский рынок природного газа для России также потерян. Огромная сеть газовых месторождений и трубопроводов, построенная за сотни миллиардов долларов с тех пор, как в 1968 году первый газ пересек границу с Австрией, оказалась выброшена на ветер.

К 2017 году около 100 млрд долларов было инвестировано в разработку запасов газа на полуострове Ямал, большая часть которого связана с Европой трубопроводами, включая те, что проходят по дну Балтийского моря и связывают Россию с Германией. Ожидалось, что к 2025 году эта цифра удвоится.

Сейчас эти инвестиции выглядят ненужными. Россия, возможно, сможет спасти какие-то энергетические отношения с Европой после окончания войны (ведь рано или поздно она закончится), но маловероятно, что страны ЕС когда-либо позволят себе зависеть от российского газа так, как это было год назад.

Кроме того, и правительства, и потребители в Европе серьезно относятся к сдерживанию спроса и энергоэффективности, а рекордные цены на газ и электроэнергию подстегнули инвестиции в возобновляемые источники.

Российским нефтяным компаниям удалось перенаправить поставки сырой нефти во многом благодаря тому, что индийские нефтепереработчики очень хотели получить дешевое сырье. Но такой поворот дорого обошелся России и ее нефтяной промышленности. Чтобы проникнуть на индийский рынок, потребовались большие скидки, которые, по-видимому, достигали 35 долларов за баррель, что эквивалентно 40-процентному снижению цены. К концу прошлого года российская нефть составляла около четверти импорта в Индию, вытесняя грузы от традиционных ближневосточных поставщиков — Саудовской Аравии, Ирака, Объединенных Арабских Эмиратов и Кувейта.

Но перенаправление потоков сырой нефти на рынок с большим сектором нефтепереработки, способным перерабатывать экспортируемую Россией нефть с относительно высоким содержанием серы, — это одно; а перенаправление рафинированных продуктов на этот рынок — совсем другое. Я уверен, что найдутся страны, которые захотят скупить дешевое российское дизельное топливо, одновременно экспортируя топливо местного производства в Европу, но им потребуются большие скидки, чтобы сделать торговлю прибыльной — и это цена, которую придется платить Кремлю и его нефтяным компаниям.

Но нефть, сырая или переработанная, имеет большое преимущество перед природным газом: ее можно легко и дешево транспортировать по морю.

На протяжении большей части последних 55 лет Россия искала покупателей газа на Западе. Огромные трубопроводы протяженностью в тысячи километров связывали газовые месторождения сначала в Сибири, а позднее на полуострове Ямал с покупателями в Европе.

В последнее десятилетие Россия начала искать новые рынки сбыта своего газа на востоке, и газопровод «Сила Сибири» теперь доставляет топливо в Китай. Но этот газ поступает из новых месторождений, расположенных более чем в 1300 милях к востоку и в 600 милях к югу от месторождений Ямала, которые раньше снабжали Европу, но сейчас не используются. Государственный российский газовый гигант ПАО «Газпром» оценил официальную стоимость «Силы Сибири» и ее месторождений попутного газа в 55 млрд долларов. Независимая оценка показала цифру почти в два раза больше — это инвестиции, которые никогда не вернутся.

Будут ограничения и в том, сколько российского газа сможет покупать Пекин. Хотя потребности Китая в энергии огромны, он будет опасаться повторения ошибок, которые совершили некоторые европейские страны, став слишком зависимыми от Москвы. 

Россия хотела бы снабжать газом Индию, еще одну быстрорастущую страну с огромными и растущими потребностями в энергии. Но транспортировать природный газ в Индию еще сложнее, чем в Китай. Маршрут должен был либо пересечь одни из самых высоких гор в мире, либо пройти через Афганистан и Пакистан. Любой маршрут будет пересекать несколько стран, что сделает строительство и эксплуатацию более дорогостоящими, чем если бы соединение шло между двумя странами с общими границами.

Война Путина в Украине стоила России европейского энергетического рынка. Исправить это будет непросто. К какому бы сближению в конечном счете ни пришли Москва и Европа, в итоге платить за ведение этой войны будут еще несколько поколений россиян.

Материал впервые был опубликован в Bloomberg.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку