Для начала попробуем очистить скандал с фирмой мужа премьер-министра от шелухи мнений и комментариев, оставив только факты.
Транспортная компания Stark Logistics, миноритарным совладельцем (24,8%) которой является Арво Халлик, супруг Каи Каллас, в 2022–2023 годах продолжала перевозки в Россию. Клиентом, в интересах которого осуществлялась доставка, была эстонская фирма AS Metaprint; она, в свою очередь, является мажоритарным совладельцем Stark Logistics.
По данным Eesti Päevaleht, уже после начала вторжения в Украину Metaprint продала в Россию товаров на 17 млн долларов. Еще одна важная для дальнейших трактовок деталь: в июне 2023 Кая Каллас одолжила 350 000 евро фирме своего супруга Novaria Consult, которая, согласно коммерческому регистру, предоставляет финансовые услуги. Халлик является единственным собственником Novaria Consult и именно через эту фирму владеет почти четвертью Stark Logistics.
Строго говоря, нарушения закона здесь нет. Никто на сегодня не уличил Metaprint или Stark Logistics в нарушении санкционного режима или, например, сокрытии доходов. Можно даже предположить, что Арво Халлик, будучи в фирме лишь младшим совладельцем, не оказывал решающего влияния на ее политику. А Каллас действительно могла одалживать мужу деньги, не вникая в суть коммерческой деятельности его компании и партнеров, хотя для публичного политика такой подход может показаться опасной небрежностью.
Основная проблема кроется в неформальной плоскости, а именно в том, что озвученный сюжет будто бы позволяет заподозрить госпожу премьер-министра в своекорыстном лицемерии и даже ханжестве.
Ведь именно Кая Каллас всегда выступала за расширительное толкование ограничений на торговлю с Россией.
В конце 2022 года, когда выяснилось, что государственная железнодорожная компания Operail продолжает получать выгоду от неподсанкционных операций с Россией и Беларусью, правительство Каи Каллас как представитель собственника призвало железнодорожников посмотреть на такие деловые отношения с этической точки зрения и отказаться от них, заменив их новыми направлениями бизнеса.
В майском интервью уже лично премьер-министр обвинила эстонских предпринимателей в лицемерии из-за того, что те якобы продолжают торговать санкционной продукцией с РФ через Киргизию, Казахстан и другие страны: «Вы громко кричите: „Украина, Россия, безопасность…“. А сами тайно договариваетесь с Москвой». Она жаловалась, что ей приходится буквально «умолять» эстонские фирмы не вести дела с Россией. Речь шла уже не только о санкционных товарах.
«Когда началась эта война, как вы помните, было довольно много компаний, которые не попали под санкции, но ушли из России, потому что (продолжать бизнес в России) было бы неправильно. В самом начале я сказала, что мы все должны найти свой собственный моральный компас — что правильно, а что нет».
Она назвала «прискорбным», что эстонские фирмы продолжают поставлять в РФ те группы товаров, которые находятся вне санкционных списков. «Если мы хотим, чтобы эта война закончилась и не распространялась дальше, то нам всем придется приложить усилия. Неправильно, если кто-то пытается этим воспользоваться», — отметила премьер.
Кажется, из приведенных цитат можно составить вполне ясное представление о политике и взглядах главы реформистов по интересующему нас вопросу.
Транзит товаров из Европы на восток через территорию страны был важной отраслью эстонской экономики веками, если не тысячелетиями. Едва в Тарту в 1921 году был заключен мирный договор, еще до признания СССР ведущими мировыми державами, бойкая Эстония уже начала активно торговать с Советской Россией, обеспечив быстрый рост национального ВВП. Наряду с «белым» рынком транзита всегда существовали «серый» и «черный». Книги и музеи в Эстонии рассказывают о предприимчивых капитанах, возивших товары в Петроград даже вопреки прямым запретам. Да что там, мне даже лично удалось пообщаться с женщиной, которая нелегально возила товары из Эстонии в Россию еще в 1930-х.
Я напоминаю об этом только потому, что хочу подчеркнуть: для Эстонии положение «тупиковой станции» на дальнем востоке Европы не является комфортным и естественным. Об этом стоит помнить, настраивая свои моральные компасы. Простая на первый взгляд идея «Больше ничем не торгуем с Россией», при всем своем моральном блеске, на самом деле заставляет немалую часть бизнеса вставать с ног на голову, одновременно жонглируя неоплаченными счетами. И если у политика есть воля и вера в правильность такого курса, это не только приносит ему очки в избирательной гонке, но и налагает большую ответственность.
Согласно античному историку Плутарху, когда по Риму поползли слухи, что молодая супруга Гая Юлия Цезаря изменяет ему, тот развелся с ней, дабы даже тень подозрения не омрачала его власть. «На жену Цезаря не должна падать даже тень подозрения», — якобы заявил он.
Я далек от того, чтобы требовать таких же радикальных мер от Каллас и ее мужа. Но, когда берешь на себя роль глашатая передовых моральных норм, выходящих за рамки норм юридических, стоит быть готовым к тому, что предложенные стандарты могут применить к тебе самому.
Стремление к максимальному разрыву торговых взаимоотношений с Россией на фоне вторжения в Украину, опережающее уже введенные на бумаге санкции, несомненно, морально оправдано. Но оно требует серьезных жертв по меньшей мере от десятков тысяч жителей Эстонии. А значит, застрельщики такой политики, а также, да, и их супруги, должны заранее убедиться в собственной безупречности.
И даже тень подозрения в неискренности наносит репутации курса Кае Каллас урон, последствия которого могут быть куда шире, чем закат ее личной политической карьеры.
Впервые опубликовано на сайте издания «Деловые ведомости».