Ангела Меркель однажды описала Владимира Путина как человека, использующего методы XIX века в XXI веке, имея в виду его любовь к территориальным завоеваниям в «постмодернистскую» эпоху, как считается, посвященную международному праву и порядку.
Но если судить по последней речи Энтони Блинкена, то и Вашингтон тоже застрял в своем мировоззрении XIX и XX веков. И это может быть еще опаснее для остального мира.
Учитывая опыт прошлого столетия, страны за пределами Запада, страны Глобального Юга или того, что раньше называлось Третьим миром, совершенно рационально не соглашаются с США.
И то, что Блинкен сказал дальше, должно укрепить в других странах чувство самосохранения. Если США симулируют симпатию и способность слушать, то это только потому, что вы им можете быть нужны для борьбы против России и Китая.
«Китайская Народная Республика представляет собой наиболее серьезную долгосрочную проблему, потому что она не только стремится изменить международный порядок, но и обладает все большей экономической, дипломатической, военной и технологической мощью, чтобы сделать это, — заявил Блинкен, и уже не в первый раз. — Пекин и Москва работают вместе, чтобы сделать мир безопасным для автократий».
«Наши конкуренты заявляют, что существующий мировой порядок навязан Западом, хотя на самом деле нормы и ценности, которые его закрепляют, универсальны и закреплены в международном праве, под которым подписались в том числе сами эти конкуренты, — продолжил он. — Они утверждают, что-то, что правительства делают в пределах своих границ, — это только их дело и что права человека — это субъективные ценности, которые варьируются от одного общества к другому. Они верят, что большие страны имеют право на сферы влияния — что сила дает им право диктовать свой выбор другим».
Сложно спорить с тем, что правила и порядок в значительной степени диктуются Западом. Но США в особенности не признают сферы влияния других стран — отсюда расширение НАТО на востоке, которое, как утверждают некоторые, стало причиной российского вторжения в Украину; и растущая милитаризация Южно-Китайского моря и Тайваньского пролива. Но не заблуждайтесь; США настаивают на доминировании почти на всех континентах, в том числе в Индо-Тихоокеанском регионе. Итак, совершенно верно, США не практикуют сферы влияния, потому что весь мир — их сфера влияния.
И поэтому Блинкен сказал: «Контраст между этими двумя взглядами [демократами и автократами] не может быть яснее. И ставки в конкуренции, с которой мы сталкиваемся, не могут быть выше — для мира и для американского народа».
Не поэтому ли его правительство дружит с Вьетнамом, однопартийным коммунистическим государством? Не считает ли Америка его автократическим?
Ведение холодной войны против России и Китая сложно не назвать стратегической ошибкой для США. В Вашингтоне есть несколько очень неразумных людей, которые изо всех сил стараются объединить Россию, Китай, Иран и даже страны Глобального Юга, например через БРИКС. США сделали все это из чистого высокомерия, хотя Блинкен говорит о «смирении».
Блинкен не называл Россию и Китай злом, но вполне мог бы это сделать. Если Россия и Китай и те, с кем они сотрудничают, плохие или злые, а США и те, с кем они вступают в союз, хорошие и добродетельные, то кому нужна дипломатия? Просто надо вооружиться до зубов, чтобы сдержать (в холодной войне) и победить (в горячей войне).
Если так говорит главный американский дипломат, то мне интересно, что планируют генералы.
Перевод публикации South China Morning Post.