С момента введения контрсанкционного регулирования указами президента РФ в марте 2022 года система правил и ограничений, касающихся совершения сделок (операций) с недружественными нерезидентами в отношении акций, долей и имуществом российских хозяйственных обществ, претерпела значительные изменения.
В условиях отсутствия четкого и прозрачного регулирования процедуры получения разрешений на совершение таких сделок основные требования к содержанию необходимых документов для получения согласий формировались на основе выписок из протоколов подкомиссии правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций. С течением времени эти требования только ужесточались, и то, что прежде вообще не учитывалось при рассмотрении заявлений, стало одним из ключевых условий для получения согласия.
В июле 2023 г. выпиской из протокола № 171/5 такие ключевые требования были объединены в одном документе, который, с одной стороны, внес определенность по отдельным вопросам, с другой – на практике не применяется.
Например, до публикации выписки из протокола № 171/5 во многих источниках указывалось на невозможность получить согласие на реализацию опциона по обратному выкупу недружественными нерезидентами российских активов. При этом Протокол напротив прямо указывает на возможность такого выкупа при соблюдении определенных условий (порядок определения цены, срок опциона и др.). Также Протоколом № 171/5 была внесена ясность по ряду иных дискуссионных вопросов.
Казалось бы, с выходом рассматриваемого документа подготовка к планируемой сделке, формирование комплекта документов для получения согласия должны были стать проще ввиду появления конкретных требований со стороны государства.
Но на практике компании сталкиваются с несоответствием применяемого уполномоченными органами подхода указанным в протоколе № 171/5 положениям. Стороны вынуждены уже в процессе рассмотрения заявлений повторно достигать согласия по условиям планируемой сделки, что увеличивает и без того продолжительные сроки получения согласия правительственной комиссии на сделку.
Одним из обязательных условий совершения сделок по выходу недружественных нерезидентов из российского бизнеса является уплата добровольного взноса в бюджет РФ, размер которого, согласно протоколу, не может быть менее 5% либо 10% от рыночной стоимости отчуждаемого актива (в зависимости от размера дисконта по сделке).
Фактически же профильные министерства указывают на необходимость увеличения размера добровольного взноса до 15% от рыночной стоимости актива.
Отдельные министерства выступали за необходимость такого увеличения для получения согласий на сделки уже в тот период, когда протокол № 171/5 был только опубликован. Поэтому повышение размера взноса в бюджет как условие согласования сделок с недружественными нерезидентами можно назвать ожидаемой мерой, направленной на увеличение поступлений в бюджет; эти поступления могут быть использованы для развития соответствующей отрасли.
Но сейчас, по словам директора департамента финансовой политики Министерства финансов РФ Ивана Чебескова, правительственная комиссия уже приняла решение, которое в ближайшее время может быть опубликовано. Там могут появиться и иные условия, усложняющие выход иностранных компаний с российского рынка, в связи с чем надеяться на смягчение требований со стороны государства и затягивать переговоры с иностранными продавцами не следует.
Чем больше времени будет потрачено на переговорный процесс, тем меньше шансов приобрести актив – тем более на выгодных условиях.