*
Данный материал был произведен в Гданьске для службы новостей Рейтер в России, где законодательство ограничивает освещение специальной военной операции РФ в Украине.
ЛОНДОН, 27 окт (Рейтер) - Решение российского Русала о покупке доли в китайском поставщике сырья - значимый момент в изменении структуры мирового рынка алюминия.
Приобретение 30% акций Hebei Wenfeng New Materials (HWNM) призвано обеспечить Русалу поставки глинозема после того, как российская компания потеряла доступ к своему украинскому заводу и свою долю в поставках совместного предприятия в австралийском Квинсленде.
Сделка усиливает растущую зависимость Русала от поставок из Китая. В то же время Китай становится все более важным рынком сбыта готовой продукции Русала в условиях снижения спроса на российский металл со стороны Запада.
Перестройка структуры торговли алюминием является частью более широких изменений в российской торговли сырьем. При этом также продолжается процесс фрагментации глобальной цепочки поставок алюминия, и сделка, заключенная на этой неделе между Китаем и Россией, может оказаться не последней.
СОКРАЩЕНИЕ ДЕФИЦИТА ГЛИНОЗЕМА
Русал потерял доступ к примерно 2,5 миллиона тонн глинозема после начала «специальной военной операции» РФ в Украине - утратил доступ к Николаевскому глиноземныму заводу, а также причитавшимся ему 20% продукции совместного предприятия в Квинсленде из-за запрета Австралии на экспорт сырья в Россию, введенный в марте 2022.
Объем собственного производства глинозема Русалом снизился в 2022 году на 28,3% по сравнению с предыдущим годом до 5.953.000 метрических тонн, а в первом полугодии 2023 года - еще на 24%.
Компания компенсирует дефицит за счет закупок у других производителей, прежде всего в Китае.
В 2021 году КНР экспортировала довольно мало глинозема. Общий объем поставок составил 117 тысяч тонн, из которых только 1.750 тонн были отправлены в Россию.
Но уже в 2022 году Китай отгрузил более миллиона тонн глинозема, из которых 843 тысяч купила РФ.
Эта тенденция сохранилась и в 2023 году: за январь-сентябрь экспорт в Россию подскочил на 22% по сравнению с предыдущим годом до 805 тысяч метрических тонн - это 86% всех экспортных поставок КНР.
Сделка Русала с HWNM создает более прочную основу для торговли, снижая зависимость от закупок сырья на спотовом рынке. Доля в 30% позволит компании получить аналогичную долю в китайском глиноземном заводе мощностью в 4,8 миллиона тонн в год.
КИТАЙ ИМПОРТИРУЕТ БОЛЬШЕ РОССИЙСКОГО МЕТАЛЛА
В то время как китайский глинозем активно поставляется в Россию, всё большие объемы российского алюминия ввозятся и в Китай.
За первые девять месяцев текущего года объем импорта российского металла составил 806.000 метрических тонн по сравнению с 276.000 тонн за аналогичный период 2022 года - 84% от общего объема закупок первичного алюминия КНР.
Часть этого металла может поступать через третьи страны, поскольку трейдеры пытаются переправить излишки российского металла на ставший для них приоритетным рынок.
Российский алюминий пока не попал под официальные санкции, однако в феврале 2023 года США ввели штрафные импортные пошлины в размере 200%, по сути, закрыв американский рынок. В то же время многие европейские покупатели неуклонно снижают закупки российского металла по собственной инициативе.
Общий эффект проявляется в высокой доле алюминия из РФ на складах Лондонской биржи металлов. На конец августа на него приходилось 76%.
Часть российских поставок перенаправляется на китайский рынок, который, судя по всему, испытывает дефицит первичного металла в виде слитков.
Однако Русал активизировал и прямую двустороннюю торговлю. В начале октября компания сообщила, что китайский производитель фольги Mingtai Aluminium проводит пробные испытания низкоуглеродистой марки «ALLOW INERTIA», выпускаемой Русалом.
Русал также поставляет в КНР больше сплавов. В 2022 году их поставки из РФ в Китай подскочили на 71% до 57.000 метрических тонн, и до сих пор остаются высокими.
В первом полугодии 2023 года на Азию пришлось 33% выручки от продаж Русала по сравнению с 23% за аналогичный период 2022 года. Доля продаж в США за тот же период сократилась с 7% до 2%, а доля выручки в Европе - с 40% до 31%.
ДАЛЬНЕЙШЕЕ СБЛИЖЕНИЕ
Китайско-российские связи в алюминиевом секторе становятся всё более тесными, в первую очередь, потому что Пекин и Москва оказались на одной стороне всё более поляризованного рынка металлов.
Однако это также отражение как интересов Русала, связанных с издержками, так и динамики внутреннего рынка Китая.
Как западные, так и восточные производители алюминия испытывают давление на маржу из-за низких абсолютных цен и сокращения физических премий.
Русал за первое полугодие 2023 года отчитался о спаде выручки на 17% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а скорректированная чистая прибыль сократилась на 54%.
Неудивительно, что компания пересматривает структуру затрат своих заводов, о чем сообщает российское информационное агентство Интерфакс со ссылкой на неназванные источники в банковском секторе.
Три самых высокозатратных завода - Кандалакшский, Волгоградский и Новокузнецкий, при этом первые два из них расположены на западе России. Самые низкозатратные заводы, включая новый Тайшетский, находятся в Сибири - намного ближе к азиатским рынкам.
Если мощности заводов придется сократить, то нетрудно догадаться, где это произойдет.
В прошлые годы Китай не нуждался в дополнительных поставках первичного алюминия. Но сейчас крупнейший в мире производитель работает почти на пределе установленных Пекином мощностей в 45 миллионов метрических тонн.
Поскольку внутренний спрос продолжает расти, дополнительные мощности в Россию могут стать весьма интересным вариантом.
Еще более привлекательным является низкий уровень выбросов углекислого газа сибирскими заводами, использующими гидроэлектроэнергию. Хотя китайские производители устремились в богатые гидроресурсами провинции, такие как Юньнань, для производства «зеленого» алюминия, большая часть мощностей в стране по-прежнему приходится на заводы, работающие на угле.
С точки зрения каждой из стран, все более тесные алюминиевые связи начинают выглядеть как беспроигрышный сценарий.
Оригинал сообщения на английском языке доступен по коду:
(Энди Хоум является обозревателем Рейтер и выражает собственное мнение.)