Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Цены на такси в России подскочили на 20% за год

Василий Кузьмичёнок / Агентство «Москва»

Стоимость поездки на такси в России в ноябре 2023 года выросла примерно на 20% по сравнению с аналогичным месяцем 2022 года. Это следует из результатов анализа среднего чека на такси на основе транзакций клиентов, проведенного крупными российскими банками по просьбе РБК.

По данным ВТБ, средняя стоимость поездки в ноябре составила 384 рубля — на 25% больше по сравнению с ноябрем 2022 года. Tinkoff Data зафиксировал рост на 21% — до 343 рублей за одну поездку. По данным банка «Русский стандарт», средний чек увеличился до 455 рублей, что на 20% выше, чем в ноябре 2022 года.

В «Тинькофф» отметили, что рост среднего чека по сравнению с ноябрем 2022 был зафиксирован во всех регионах. Больше всего услуги такси подорожали в Хабаровском крае — на 56%. Там стоимость поездки в ноябре 2023 года составила в среднем 297 рублей. Кроме того, в тройке лидеров оказались Ростовская область, где средний чек увеличился на 34%, и Кировская область (рост на 33%). В Москве средняя стоимость поездки достигла 585 рублей — на 25% больше, чем годом ранее. По данным «Русского стандарта», наиболее высокие темпы роста наблюдались в Ростове-на-Дону (49%), Москве (26%) и Челябинске (22%).

Сервисы такси в целом согласны с данными банков, хотя и приводят другие показатели роста среднего чека. Например, услуги «Яндекс.Такси» больше всего подорожали в Ростовской области (27%), Татарстане (26%) и Челябинской области (25%). Представители сервиса объясняют это дефицитом водителей, снижением количества мигрантов в отрасли, ростом расходов на автомобили и их обслуживание и увеличением спроса на поездки в такси. В сервисе «Максим» подорожание связывают с новым законом о такси, вступившим в силу 1 сентября. Из-за ужесточения требований из отрасли ушли самозанятые, которые помогали снимать пиковые нагрузки. В регионах отток водителей достиг 30%.

Источник РБК, близкий к участникам рынка, считает, что дальнейший рост цен могут вызвать дополнительные ограничения, которые вводят регионы. В четырех областях запретили работать в такси мигрантам. Некоторые регионы установили для автомобилей такси экологический класс Евро-5, хотя ранее автопарки активно закупали российские автомобили с экологическим классом Евро-2. «Теперь эти автомобили не допускаются на линию и простаивают.  В тех регионах, где вводится обязательная расцветка для такси, сокращается число работающих самозанятых. В некоторых регионах обсуждается введение аттестации для водителей, что может существенно сократить их число», — отметил собеседник РБК.

Поправки к закону «О такси», вступившие в силу 1 сентября, предполагают создание ФГИС «Такси», а также трех региональных реестров — автомобилей, перевозчиков и агрегаторов, которые должны будут передавать данные в указанную систему. Данные о действующих разрешениях на работу регионы должны загрузить во ФГИС «Такси» до 1 декабря этого года.

В свою очередь, агрегаторы такси должны проверять водителей по реестрам и следить, чтобы заказы передавались только тем, у кого есть действующее разрешение на работу. При этом автомобили такси должны иметь на кузове цветографическую схему (шашечки), оранжевый фонарь на крыше, соответствовать установленному в регионе экологическому классу и иметь определенную расцветку.

Кроме того, службы заказа легкового такси должны автоматически передавать ФСБ доступ к своим информационным системам и базам данных со сведениями о перевозках, местоположении такси и водителя.

В мае Общероссийское объединение пассажиров просило власти перенести на год — до 1 сентября 2024 года — вступление в силу части положений закона. Организация предупреждала, что новые требования могут привести к дефициту кадров в такси и повышению стоимости проезда.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку