Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на «The Moscow Times. Мнения» в Telegram

Подписаться

Позиция автора может не совпадать с позицией редакции The Moscow Times.

Возвращение в 1803 год, или Как снег помогает технологическому развитию

Коммунальные службы оказались не готовы – пошел снег! О какой стране речь? Правильно, о Германии. Оказывается, у немцев, как и у русских, одинаковые претензии: снег пошел внезапно, муниципалитеты в неведении, снег убирать некому, все немедленно застряли, помощь не пришла. И немцы с растерянностью и негодованием спрашивают: доколе?
Дождь идет, электробус едет, батарея заряжается electreon

Мы о Германии думали лучше, чем полагается.

Немцы возмущенно встали в пробках. Поскольку шипованная резина у них запрещена, и даже иностранца на шипованной резине не пощадят, оштрафуют и отберут автомобиль, то со снегом им бороться нечем. И хотя прежние немцы неплохо умели водить, сегодня, когда с неба сыплется белое и непонятное, они немедленно впадают в панику.

Электростоп

Но увлекательней всего, что причина гигантских пробок на дорогах Германии — не только снегопад. Наконец концентрация электромобилей в потоке стала настолько ощутимой, что начала влиять на способность страны ехать. Количество электромобилей в Германии на 1 января 2022 года составило 618 тыс. Общий автопарк страны — 48,5 млн. Следовательно, электромобилей на всю страну 1,27%. То есть немного.

Но оказавшись на дорогах и в первую очередь на автобанах, это ничтожное количество сумело не только обратить на себя внимание, став заметной угрозой, но и парализовать движение, превратившись в непреодолимое препятствие.

Вместе со снегом в Германии случилось понижение температуры. Ударили сибирские морозы: –6. Аккумуляторы электромобилей разрядились, и они умерли на дороге, остановив собой все прочее движение.

Нормальные машины с полноценными двигателями и поехали бы дальше, но когда дорогу перекрыл 1,27% экологически безупречных покойников, ехать не получится. И объехать нельзя. А тут еще снег.

Поэтому сначала электромобили остановили собой движение, не дав проехать нормальным, затем всех припорошило красивым белым снежком, и страна превратилась в бескрайнее автомобильное кладбище.

И ведь еще ничего не случилось. Россия не напала на Германию, пока еще не война, пока еще мирная жизни, всего вдоволь. Но снег пошел. А самые модные и озабоченные накупили себе электромобилей. Каких-то 618 000 на всю страну. А коллапс уже случился, уже война и немцы. На ровном месте. Только потому, что часть транспорта в потоке оказалась электричками.

Зарядиться по дороге

Чтобы электромобили не жили стадами на водопое, тратя половину жизни водителя возле розетки в ожидании, когда аккумулятор зарядится, и не умирали в пробках Германии из-за лютых морозов -6, человечество пробует технологию зарядки во время движения. На специальной дороге. Пока едешь — заряжаешься. Есть такая дорога — есть заряд. Нет дороги — умер. 

Первыми на разминке выступили шведы консорциума E Road Arlanda. Но они придумали не стратегию, а тактику. Они не изобрели ничего нового, а лишь перевернули вверх ногами троллейбус. Троллейбус рогами цепляется за небо. Шведы рога вернули с неба на землю и перенесли токоприемник с крыши под колеса. Они посчитали, что рога троллейбус бесспорно украшали. А вот грузовик с ним выглядит уже подозрительно. А легковая машина — вовсе дикость.

А если закопать провод в землю и тихонько спустить между колес токоприемник, аккуратно приволакивающийся за машиной, так его и не увидит никто, и стыдно не будет, и электричество всегда с тобой. Главное, чтоб в дождь никого не убило. И в 2018 году они открыли участок в 3 километра недалеко от аэропорта Стокгольма, закатав в асфальт рельс под током. Снаружи от всего изобретения виден только металлический желоб, вдоль которого водителю надлежало вести машину. Шведские водители и без того сонные, а тут они и вовсе должны выстраиваться в затылок друг другу и без обгонов и опережений двигаться навстречу Грете Тунберг. Шведская E Road Arlanda, заново придумавшая троллейбус, подсчитала, что в стране достаточно переделать таким образом 20 тыс. км дорог – и проблема безостановочного движения электромобилей будет решена. Больше никому не придется жить годами возле зарядного терминала. Главное, по мнению воодушевленных шведов, — зимой никто не замерзнет в пробке. Даже если у всех вокруг кончится бензин, электромобили останутся оазисом благополучия, тепла и гостеприимства.  

Следующими стали японцы строительной компании Obayashi и поставщика запчастей Denso. Но они ограничились заявлениями и намерениями в 2025 году развернуть в стране сеть обычных дорог, оборудованных электромагнитными катушками. Их взгляд на прогресс не нуждается в рельсах, рогах, копытах и принуждении ехать строго по прямой. Электромагнитные катушки сделают все сами, наподобие бесконтактной зарядки мобильного телефона. 

Но ближе всех к результату подобралась израильская компания по созданию системы беспроводной зарядки для электрокаров Electreon. Летом 2020 года она установила электрические зарядные катушки на автомагистрали в Тель-Авиве на дистанции в 1,9 км. Все точки зарядки вдоль динамического участка спрятаны под дорожным покрытием. Их ниоткуда не видно. После чего по дороге показательно проехал Renault Zoe мощностью 8,5 кВт и пассажирский автобус, оба зарядились почти под завязку. Как было сказано в отчете, «зарядка  достигла эффективности в 91%». Особенность системы в том, что она заряжает и живую машину на дороге, и мертвую на стоянке. Любая машина, оказавшаяся поблизости от затеи Electreon, тут же заряжается.

После своего Израиля компания электрифицировала кусочек Швеции на острове Готланд. Было важно понять, как все это работает со снегом и льдом. Оказалось, что работает отлично. Беспроводная зарядка длиной 1,6 км зарядила 40-тонный грузовик на скорости 60 км/ч. Следующая страна — Италия. Там израильтяне договорились сделать беспроводную дорогу на участке Милан — Брешия, заручившись поддержкой Stellantis и IVECO. 

Последними в игру вступили американцы. Ford у себя в Детройте уложил под асфальт израильские индукционные катушки Electreon и пустил поверху Ford Transit. Ford неспешен. Он собирается пять лет изучать опыт, копить данные, делать выводы. Почему так долго?

А электромобили никому не нужны. Немцы в них ощутимо наигрались в первый же снегопад этого года. Из этого не следует, что немцы поумнеют. Зато американцы потянут кота за хвост и через пять лет либо все распогодится, и электрическая болезнь человечества пойдет на спад, либо они, с накопленным опытом, попытаются наверстать, нагнать, выиграть.

Главное достижение беспроводных дорог в том, что они возвращают человечество в 1803 год, к началу паровозов. Паровоз ехал только по рельсам. И вот через 220 лет человечество придумало ту же самую технологию — езды по рельсам. Есть рельсы — едешь. Нет рельсов — идешь пешком.

Прогресс человечества выглядит именно так!

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку