Наш сегодняшний разговор пойдет о способе перевозки грузов, который был создан именно для максимальной эффективности перевозок.
Попытки перевозки грузов в унифицированных контейнерах предпринимались давно (Коган Л. А. Контейнеры на железных дорогах СССР и за границей. — Москва: Трансжелдориздат, 1938.), но настоящий переворот в грузоперевозках был совершен лишь в 1950-х, когда Малкольм Маклин разработал универсальный интермодальный контейнер. Термин «интермодальный» означает, что такой контейнер легко и быстро перегружается с одного вида транспорта на другой. А поскольку контейнеры нескольких типовых размеров, то для удобства учета за единицу был взят двадцатифутовый контейнер, или двадцатифутовый эквивалент (по-английски twenty-foot equivalent unit или короче TEU).
С тех пор рынок контейнерных перевозок растет с каждым десятилетием. C 1980-х годов глобальные темпы роста контейнерных перевозок стабильно составляли от 5% до 10%. Пропускная способность выросла с 36 миллионов TEU в 1980 году до 237 миллионов TEU в 2000 году, 545 миллионов TEU в 2010 году и более 740 миллионов TEU в 2017 году. Незадолго до пандемии Covid-19 глобальный контейнерный объём достиг примерно 802 миллионов TEU в 2019 году, увеличившись на 2,3% по сравнению с 2018 годом.
За эти годы снижение было зафиксировано всего два раза — во время кризиса 2008–2009 года и во время пандемии ковида. В 2021 году контейнерные перевозки возобновили рост и достигли 849 млн TEU.
А что же Россия, страна, занимающая удобные транзитные позиции между Западом и Востоком?
Мировая контейнерная революция дошла до Советского Союза с опозданием всего в 10-15 лет, в начале 1970-х годов. И здесь нам поможет очень интересная публикация в июльском номере журнала «Техника — молодежи» за 1975 год. Там рассказывается, как работает порт Находка, переоборудованный под работу с контейнерами. И некоторые цифры и факты из этой статьи весьма красноречивы.
В Находке в 1975 году работает первый в СССР механизированный контейнерный комплекс. Открылся этот терминал в начале 1974 года на основе японского оборудования. Судя по всему, японцы оказались заинтересованы в транзите грузов через территорию СССР, поскольку в публикации говорится, что «одна Япония пропускает через терминал грузы почти в 30 стран Европы». (Захарченко В. Порт начинает играть в кубики // Техника — молодежи. № 7, 1975, стр. 40-43.)
Самое интересное, что там есть данные и по перегрузке. В статье говорится, что площадка в 750 контейнеров позволяет обрабатывать 4000 контейнеров в месяц. И это очень точные данные, поскольку по официальным источникам, в течение первых девяти месяцев 1975 года по маршруту Япония-Европа через Транссиб было перевозилось 3800-3900 контейнеров в месяц, еще около 700 контейнеров в месяц было перевезено в обратном направлении. Так что всего, в 1975 году по маршруту Япония-Европа было перевезено около 55 000 контейнеров (Review of Maritime Transport 1975 — TD/B/C.4/149/Rev.l).
Итак, 55 тысяч контейнеров — много или мало? В 1975 году мировой оборот составлял около 250 млн контейнеров в год. Так что советские контейнерные перевозки составляли одну четырехтысячную от мировых перевозок.
Нельзя сказать, чтобы в СССР не пытались исправить положение. К середине 1980-х для перевозки в контейнерах были приспособлены большинство портов и более 1000 железнодорожных станций. (Перминова А. А. Прогнозирование спроса и оценка конкурентоспособности контейнерных перевозок на железных дорогах России. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. — Москва, 2016, стр. 12.) В составе морского флота страны было 33 судна-контейнеровоза, перевозивших в год около 6 млн тонн грузов. Если считать, что один контейнер с грузом весит около 15 тонн, то получится, что советские контейнеровозы перевозили в год около 400 тысяч контейнеров, что было в тысячу раз меньше мировых контейнерных перевозок. И не удивительно. В среднем один контейнеровоз мог перевезти 9 тысяч тонн грузов, или около 600 контейнеров. Смешная цифра, если учесть, что к тому времени обычный объем судов-контейнеровозов составлял 3-4 тысячи контейнеров. А сейчас он еще многократно вырос.
Уровень контейнеризации в СССР в итоге оставался на столь низком уровне, что в 1991 году была защищена целая докторская диссертация под названием «Основы технического использования, обслуживания и ремонта контейнеров международного стандарта на морском транспорте». Название для диссертации более чем странное, и скорее подходит не серьезному научному труду, а учебному пособию. Но видимо начинать изучать этот рынок надо было с азов.
Вновь создававшемуся российскому бизнесу пришлось создавать этот рынок практически с нуля. Однако три десятилетия, прошедшие с начала рыночных реформ, не привели к серьезным успехам в развитии контейнерных перевозок, хотя специалисты изо всех сил старались подтолкнуть государство и бизнес к развитию этого перспективного транспортного направления. Вот, например, цитата из статьи 2007 года:
«Доля России в международных контейнеропотоках совсем невелика, поскольку у нас абсолютно не развита инфраструктура контейнерных перевозок. Статистика показывает, что грузовые контейнерные перевозки в мире характеризуются опережающей динамикой роста по сравнению с другими видами перевозок, однако в России степень контейнеризации грузопотоков, по оценкам экспертов, почти в 4 раза ниже, чем в среднем в развитых мировых экономиках». (Кириллова А. Г. Перспективы привлечения в Россию контейнерных грузопотоков // Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, практике, экономике. 2007. № 10 (10).)
В 2015 году, согласно официальной статистике лишь 2% железнодорожных грузов были перевезены в контейнерах. (Транспорт и связь в России. 2016: Стат.сб./Росстат. — М., 2016.) Для сравнения, в Евросоюзе составляла на тот момент более 16%, а к 2021 году европейские железные дороги перевозили уже 21% грузов в контейнерах. А поскольку основным видом транспорта в мире является морской, то там доля контейнерных перевозок очень высока.
В международных перевозках более 60% перевозится в контейнерах. Это самый быстрый и дешевый вид транспорта. Современное судно-контейнеровоз, загруженное 20 тысячами контейнеров, за один рейс перевозит контейнеров столько, сколько за день перевозится по всей системе РЖД, а 6,5 млн контейнеров, перевезенных в 2022 году российскими железными дорогами за весь год, составляет чуть больше 1% от всех контейнерных перевозок в мире.
Почему так случилось? Причин много. Нехватка автомобильных дорог, высокие инвестиционные риски для бизнеса по длительным инфраструктурным проектам, нежелание пускать в Россию эффективных иностранных перевозчиков, да и просто косность и нежелание что-то менять, когда есть конкретные бенефициары, не готовые делиться выгодой.
И пока все это будет продолжаться, Россия будет оставаться белым пятном на карте мировых перевозок.