Советскому Союзу с авиацией фатально не повезло, причем сразу по нескольким причинам.
Во-первых, самолетная революция началась немного позднее автомобильной, первые полеты братьев Райт состоялись в 1903 году, а первые автомобили появились почти на 10 лет раньше. До Первой мировой войны авиация во всем мире воспринималась, скорее, как элитарный вид спорта для богатых людей. Количество самолетов во всем мире было сравнительно небольшим и не превышало нескольких сотен в наиболее развитых странах.
И хотя Российская империя технологически была не готова к созданию авиации, которая для своего времени являлась подлинным хайтеком, начало Первой мировой войны она встретила с таким выпуском в самолетостроении, который не слишком отличался от европейских лидеров. Однако к концу войны разница в технологическом развитии стран начала сказываться очень сильно.
Конечно, после Гражданской войны Советская Россия на долгое время выпала из числа серьезных авиационных держав. Несмотря на большие усилия по развитию самолетостроения, уровня 1916 года советское авиастроение достигло только через 15 лет, в 1931 году («СССР и Россия: самолетостроение в числах. Ю.Кузьмин. «Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра». — 2014. — № 8. — С. 1-7).
Казалось, дальше все пошло намного лучше. C 1931 по 1940 год выпуск самолетов в СССР непрерывно рос. В этот период каждый пятый самолет в мире был советский. Это было больше, чем в любой другой стране мира, включая США. Дальше, правда, американское самолетостроение вырвалось вперед. Так что в целом за XX век по количеству выпущенных самолетов советское самолетостроение обгоняет производство всех других стран, уступая первое место лишь Соединенным Штатам.
Только вот одна беда, 90% из них были боевыми машинами. Советский Союз практически не строил ни транспортных, ни пассажирских самолетов. И так было на протяжении всей советский истории. Исключением стал единственный пацифистский период конца 50-х – начала 60-х, когда военных самолетов строилось всего в три раза больше, чем гражданских, а с конца 60-х военное лобби снова вернуло прежнее соотношение. Как подсчитали специалисты, всего, если не считать военные годы, в СССР было произведено 115 тыс. боевых самолетов и только 9,5 тыс. пассажирских. Для сравнения, в США военная авиация до Второй Мировой войны составляла около 30%, во время войны – 70%, а начиная с 1960 года - не более 10% от общего выпуска.
И поэтому, хотя самолетов в СССР в 1930 годы было больше, чем в США, это не стало поворотным пунктом к созданию полноценной системы авиационного транспорта, поскольку одних государственных усилий без частной инициативы для этого оказалось недостаточно. Советский Союз моментально начал отставать и по количеству подготавливаемых пилотов, и по авиационной инфраструктуре. В 1940 году количество аэропортов в США почти в 17 раз превышало количество в Советском Союзе. Отставание Советского Союза по количеству аэропортов было просто ошеломляющим, и это при том, что площадь Соединенных Штатов в 2,3 раза меньше, чем площадь СССР. Причем к 1990 году число американских аэропортов увеличилось по сравнению с 1940 годом в 7 раз, а советских – в 11 раз. В результате, в 1990 году число аэропортов в СССР было меньше, чем в предвоенной Америке.
(Количество аэропортов в России даже с советских времен существенно сократилось. Сейчас их всего 254.)
После Второй мировой Войны лидерство в мировом самолетостроении захватили Соединенные Штаты. На их долю приходится больше половины всех самолетов, произведенных во второй половине XX века. Но самое главное, что упустили и Советский Союз, и современная Россия – это предоставление возможности летать обычным людям. Для этого надо было только убрать государственные запреты, и все. Поэтому в США, где ограничений было намного меньше, благодаря частной инициативе и большому количеству малой авиации произошел бум частного пилотирования. В 1970 году в США было зарегистрировано более 300 тысяч частных пилотских лицензий, а в СССР в том же году было учтено около 1 300 000 легковых автомобилей в личном пользовании при сопоставимой численности населения. На одну частную пилотскую лицензию в США приходилось 4 личных автомобиля в СССР. Разумеется, никаких частных пилотских лицензий в Советском Союзе не существовало.
Надо сказать, что и сейчас в России ситуация не поменялась. В настоящее время в России частных пилотов немногим более 2 тысяч. Государство до сих пор ставит чудовищные запреты на возможности свободных полетов. Так что и революция частной авиации, давно пришедшая в развитые, да и в развивающиеся страны, Россию никак не затронула.