Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на «The Moscow Times. Мнения» в Telegram

Подписаться

Позиция автора может не совпадать с позицией редакции The Moscow Times.

Как можно и почему нельзя сравнивать Холокост и события 7 октября

Международный день памяти Холокоста в этом году впервые в своей истории наложился на впечатление от террористического акта против еврейского народа. Сейчас Израиль возвращает своим гражданам чувство защищенности, утраченное 7 октября.
Машины мирных израильтян после террористического нападения 7 октября
Машины мирных израильтян после террористического нападения 7 октября Социальные сети

В человеческой истории Холокост стоит обособленным, мрачным, монументальным памятником того, на что способны политические режимы и даже целые нации, движимые идеологией ненависти и дегуманизации.

Должен ли этот памятник служить безмолвным напоминанием уроков прошлого — или же история Холокоста должна быть платформой для диалога о событиях настоящего? Как выработать правильный баланс между универсальным характером тех трудных  уроков и уникальностью этого исторического события?

Не будет преувеличением сказать, что 7 октября произошло самое травматическое со времен Второй мировой войны событие для еврейского народа. Неспроста картины страшной резни пробудили уже почти забытые чувства, страхи и аналогии в коллективной памяти нашего народа.

И тем не менее, мы должны быть крайне осторожны в сравнениях с Холокостом любых событий современности, даже самых сложных и трагических для нашего народа. И хотя в данном случае действительно можно провести некие аналогии, делать это мы должны очень аккуратно: это крайне скользкая тропинка, которая часто приводит к крайне нежелательному явлению — выхолащиванию памяти о Холокосте и неуместным сравнениям.

За примерами, к сожалению, не приходится ходить далеко.

Даже нынешние события в секторе Газа журналисты, общественные и политические деятели позволяют себе цинично сравнивать с яркими символами Катастрофы. Сектор Газа, находящийся с 2005 года под исключительным контролем палестинцев, некоторые умудряются сравнить с нацистскими гетто, нападение 7 октября — с еврейским восстаниями в этих гетто, а совершенно оправданный военный ответ израильской армии на зверскую террористическую атаку своих границ — с их ликвидацией.

Само юридическое определение намеренного уничтожения народа, разработанное под влиянием событий Холокоста и Нюрнбергского процесса после войны, сегодня размывается его использованием против Израиля в обвинительном иске в Международном суде ООН в Гааге.

В мире изобилия информации и растущего популизма мы видим все больше перевернутой правды и циничного искажения реальности, а события Холокоста если и не отрицаются, то используются для громких заголовков и провокаций все чаще и чаще.

Но возвращаясь к событиям 7 октября и анализируя их восприятие в израильском обществе и еврейском мире, мы вполне можем понять аналогии и чувства, возникшие в тот день.

Массовые убийства произошли на основе фундаменталистской идеологии радикальной ненависти и дегуманизации израильтян. Методы убийства включали немыслимые зверства и надругательства, с трудом укладывающиеся человеческим сознанием. И то, что испытали тысячи жителей захваченных населенных пунктов у границы с Газой и участников музыкального фестиваля возле поселка Рэим, — было чувство тотальной незащищенности перед лицом силы, стремящейся тебя уничтожить.

Именно это глубокое чувство страха, рожденное веками жестоких преследований и доведенное до немыслимых масштабов в годы Второй мировой войны, еврейское государство фактом своего создания и приобретенной с годами силы, стремилось искоренить навсегда. С годами Израиль и правда вселил в своих граждан почти непоколебимое чувство защищенности и уверенности в завтрашнем дне.

К большому сожалению, 7 октября на какое-то время это чувство было нарушено, что дало место глубоким страхам и травмам прошлого. И все же, несмотря на растерянность и неспособность государства выполнить свой долг перед гражданами в первые часы агрессии, государство Израиль смогло остановить атаку террора и ответить мощным ударом врагу.

Потому так неоднозначно и была воспринята акция с желтыми звездами на одежде израильской дипломатической миссии в ООН. Быть может, ненависть к евреям — все та же ненависть, и радикальный антисемитизм снова поднимает голову во всем мире.

Но в отличие от времен, когда желтые звезды были унизительной мерой, сегодня у нас есть на это достойный ответ. И мы должны сделать все возможное, чтобы подобных провалов, как в черную субботу 7 октября, больше не происходило. Чтобы о страшных событиях мы продолжили говорить только в контексте истории, как мы это и делаем каждый год в День памяти жертв Холокоста.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку