МОСКВА, 28 июн (Рейтер) - Рубль вечером волатильной пятницы вновь ушел в минус - все-таки берет свое фактор завершения очередных налоговых выплат, после которых экспортеры обычно снижают продажу валютной выручки, на что наложились минимизация риска к выходным дням и фиксация прибыли в набиравшихся под налоги коротких валютных позициях.
Биржевая пара юань/рубль расчетами «завтра» к 17.40 МСК котировалась вблизи 11,75, и российская валюта теряет 2%.
Индикативный курс Refinitiv российской валюты к доллару на 17.40 МСК был вблизи отметки 86,00, к евро - 92,00, к юаню - 11,80.
С учетом соотношения между рублевым биржевым курсом китайской валюты и так называемым «офшорным» курсом доллар/юань валюта США сейчас оценивается в 85,74 рублей, евро через форекс-расчеты с юанем оценивается в 91,74, и обе валюты набирают более 2% от значений, рассчитанных аналогично при закрытии парой юань/рубль вчерашних биржевых торгов.
Центробанк, отталкиваясь от сегодняшних биржевых изменений юаня и динамики внебиржевого рынка валют «недружественных» стран, установил следующие официальные курсы: 85,7480 рубля за доллар, 92,4184 за евро и 11,5756 за юань против действовавших в пятницу 84,9640, 90,9874 и 11,4753 соответственно.
Российская валюта при этом показывает значительный рост по итогам июня, второго квартала и первого полугодия, причем укрепление рубля во многом «обязано» внеэкономическим факторам.
В частности, значительную роль сыграло снижение покупок валюты по линии импортных операций, которые теперь компаниям из РФ стало сложнее проводить из-за усиленного комплайенса со стороны банков «дружественных» стран, опасающихся вторичных санкций США.
В июне на это наложились последствия введенных против Мосбиржи и ее расчетно-клиринговых центров американских санкций, приведших к остановке биржевых торгов валютой США, евро и гонконгским долларом, техническими сложностями и задержками при переводе валютных средств за рубеж, опять же, нежеланием некоторых финансовых институтов «дружественных» стран связываться с новой российской спецификой и их отказом принимать платежи клиентов из РФ.
В итоге такой набор факторов привел к дополнительному временному сокращению спроса на иностранную валюту, а также к распродаже валютных остатков и переводу обратно в рубли валюты от зависших импортных контрактов, что в середине июня спровоцировало резкий скачок курса рубля до максимумов с мая-июня прошлого года, а сейчас российская валюта находится в числе лидеров (вместе с кенийским шиллингом) рынка форекс по динамике с начала года по отношению к доллару США.
Биржевой курс рубля по отношению к юаню за июнь набирает около 5%, за квартал - более 7%, с начала года - около 7%.
Отталкиваясь же от официальных курсов Центробанка, рубль по итогам июня подорожал к юаню на 7,5%, к доллару - на 5%, к евро - на 5,5%, а с начала года - на 8%, 4% и 7% соответственно.
На завершающейся неделе поддержкой рублю выступала подготовка экспортеров к очередным налогам, уплата которых прошла сегодня.
Параллельно за последнее время после ужесточения санкционной политики мог сократиться импорт, локально в пользу рубля также играли и ожидания роста ключевой ставки ЦБР, а на внешнем контуре - восстановление нефтяных цен после майского падения.
Российские власти попытались бороться с чрезмерным укреплением рубля, на прошлой неделе смягчив требования в рамках обязательных продаж к экспортерам, которые теперь зачисляют на свои счета в уполномоченных банках 60% от полученной по внешнеторговым контрактам иностранной валюты вместо прежних 80%.
На перспективу это решение властей вкупе с возможным постепенным «расшиванием» импортных платежей может остановить укрепление рубля, невыгодное с точки зрения исполнения бюджета и доходов сырьевых корпораций.
Против рубля также выступает фактор сокращения Центробанком во втором полугодии номинальной продажи иностранной валюты, которую он проводит в рамках зеркалирования операций из ФНБ за прошлый год. Формально снижение подобных операций незначительное, до 8,4 миллиардов рублей в день с нынешних 11,8 миллиардов, однако в условиях текущего нестабильного рынка и ослабленного валютного спроса из-за проблем с импортом оно может проявить себя в котировках.
(Московское бюро)