Построенная Путиным авторитарная государственная система, в которой власть сосредоточена в руках государственной бюрократии, тесно связанной с олигархами и преступными кругами, — конструкция, возникшая из-за непоследовательных и противоречивых либеральных реформ 1990-х годов и приватизации государственной собственности и построенная на сверхэксплуатации природных ресурсов и сверхпотреблении элиты, на произволе государства и коррупционных связях функционеров с крупным бизнесом, исчерпала возможности экономического роста к 2010 годам.
Например, в 2000-х годах средний рост ВВП был около 7% в год. Однако затем началось существенное замедление: в 2010 — 4,5%, в 2011 — 4,3%, в 2012 — 3,7%, в 2013 — 1,8%.
Основными причинами стали исчерпание эффекта восстановительного роста после кризиса 1990-х, снижение цен на нефть после пика 2008 года, структурные проблемы экономики (высокая зависимость от сырьевого экспорта), снижение инвестиционной активности, демографические ограничения, сокращение доли инвестиций в ВВП, замедление роста производительности труда, уменьшение вклада технологического прогресса в рост экономики, снижение темпов модернизации производственных мощностей.
Вместо проведения экономических реформ для улучшения инвестиционного климата и создания условий для роста экономики, что привело бы к необходимости политической либерализации, Путин и его окружение избрали путь сохранения власти через усиление авторитаризма и поддержание олигархической модели.
Замедление роста экономики, накапливающиеся проблемы в обществе, закупорка социальных лифтов, коррупция и прочие спутники авторитарного «застоя» порождают устойчивый рост напряженности и недовольства в обществе. Это выражалось в том числе и в постепенном снижении личных рейтингов Путина, что воспринималось и воспринимается в Кремле как серьезная угроза.
Обезопасить свою власть — значит установить новый миропорядок
Владимир Путин и его окружение руководствуются в первую очередь интересами своего политического и физического выживания, залогом чего является сохранение сложившегося в России режима власти. Поскольку недовольство внутри страны, по их мнению, может быть инспирировано исключительно из-за рубежа, главной угрозой в Кремле воспринимают страны Запада, в первую очередь США, которые, по убеждению путинской элиты — в массе своей выходцев из КГБ с соответствующими ментальными установками времен «холодной войны», — стремятся уничтожить путинский режим и «российскую цивилизацию», которая, дескать, стоит на пути американского доминирования в мире.
Единственным способом обезопасить себя от «враждебной» деятельности США, направленной на свержение правящего в России режима, в Москве видят пересмотр сложившейся по итогам холодной войны картины мира — разделение мира на изолированные друг от друга сектора. Каждый из этих секторов будет находиться под контролем своей доминирующей державы — империи, которая будет пользоваться исключительными правами на всю свою зону влияния. Владимир Путин стремится установить свой личный суверенитет как минимум над постсоветским пространством, а желательно — и на пространстве бывшей Организации Варшавского договора — добившись от США признания его исключительных прав в этой зоне влияния. Тем самым он рассчитывает «поставить на место» американских гегемонистов и обеспечить стабильность и сохранение своей власти.
Требования, изложенные в так называемом «ультиматуме» от 15 декабря 2021 г. — озаглавленном «Проекты договоров о гарантиях безопасности России с США и НАТО», — это видение Владимиром Путиным современного мироустройства и системы отношений между странами Запада. Он требует признать поражение НАТО без какой-либо войны, «откатить» всю инфраструктуру блока на рубежи 1997 года, настаивает на своем праве вето в отношении расширения альянса и приема новых членов. Иными словами, этот ультиматум пытается переписать историю — как будто «холодную войну» выиграла Россия, а не США.
Отказ США от этого ультиматума, который в Вашингтоне не приняли всерьез, а посчитали лишь «приглашением к диалогу», стал формальным основанием для Владимира Путина начать его «специальную военную операцию». Впрочем, такая реакция США и стран НАТО, очевидно, и подразумевалась с самого начала.
В Кремле решили повторить крымский сценарий в большем масштабе, устроив «маленькую победоносную войну» с Украиной. Завоевание этой страны придало бы Путину статус подлинного «собирателя земель русских», великого и непобедимого правителя, тем самым забетонировав его популярность на долгие годы.
Различные российские представители откровенно высказывается о стремлении установить новый миропорядок, в котором их собственные (читай — Путина и его окружения) интересы находили бы «должное» уважение. В частности, министр иностранных дел России Сергей Лавров открыто заявил:
«Запад хотел превратить Россию в державу средней руки. Они эту мысль не оставили. Они воюют против нас, потому что увидели, что мы становимся самостоятельными. Они действительно хотят, чтобы мы знали свое место… Мы волею судеб оказались на острие борьбы за новый равноправный миропорядок, который будет справедливым. Он будет основываться на принципе суверенного равенства государств».
Поэтому не будет преувеличением заявить, что нападение России на Украину в феврале 2022 года является не предвестником, а началом новой мировой войны, как нападение Гитлера на Польшу стало началом Второй мировой войны. Мир разделяется на лагерь тех, кто выступает за сохранение существующего миропорядка — это страны Запада, Япония, Южная Корея, и тех, кто по тем или иным причинам желает его самым серьезным образом изменить — Китай, Иран, КНДР и многие другие представители глобального юга, которые занимают выжидательную позицию, не поддерживая открыто ни одну сторону, что объективно играет на руку ревизионистам и их агрессивным устремлениям.
Война против Украины позволяет Владимиру Путину убить двух зайцев одним выстрелом — наказать непокорных украинцев за их свободолюбие и нежелание признавать власть Москвы и, самое главное, продемонстрировать слабость и бессилие стран Запада, в первую очередь США, перед дерзким вызовом. Несмотря на отсутствие впечатляющих военных достижений на поле боя — российская армия очень медленно и с огромными потерями продвигается по Украине — Путину удалось подорвать имидж США и стран НАТО как надежных партнеров, гарантов нынешнего миропорядка и вообще стран, способных отстаивать свои интересы перед лицом прямой военной угрозы.
Конкретные параметры успеха
Однако этого недостаточно для полной победы и достижения поставленных Путным целей. Ему нужно официальное признание Западом поражения. Именно поэтому Москва стремится выдавить из США и Европы мирное соглашение — на своих условиях, разумеется.
Все попытки Запада усадить Россию и Украину за стол переговоров российский лидер готов использовать в свою пользу. Если речь зайдет хотя бы о временном перемирии, Путин потребует значительных уступок, включая международное признание захваченных территорий и отказ Украины от членства в НАТО. Затем эти уступки будут использованы Москвой как база для дальнейшего наращивания политического и военного давления на Украину (и Запад) с целью полного ее подчинения. В частности, это будет достигаться путем поддержки пророссийских политиков и широкого финансирования их выборных кампаний с целью формирования пропутинского правительства, которое пойдет на самую широкую «интеграцию» с победителем (читай — присоединение к России).
Очевидно, что Путин категорически против не только перспектив, сколь угодно отдаленных, приема Украины в НАТО, но и какого-либо направления войск стран НАТО в Украину для размещения в буферных «демилитаризованных» зонах. Размещение «миротворцев» из стран НАТО будет де-факто означать, что Украина находится под защитой Альянса, что идет вразрез всем взглядам Путина на решение украинского вопроса.
Никакое соглашение о прекращении огня, хотя бы временное, не получится подписать без обязательств снять все или хотя бы часть санкций с Москвы — это будет одним из главных условий Путина.
Таким образом, контуры приемлемой для Москвы «сделки» выглядят примерно так: Украина и страны Запада признают аннексию «новых территорий», включая Запорожскую и Херсонскую область, как и российский статус Крыма и Донецкой и Луганской областей; Украина должна будет взять на себя обязательства сократить вооруженные силы и снизить оборонный потенциал в соответствии с российскими требованиями, предъявленными весной 2022 года на переговорах в Стамбуле, — то есть провести (очевидно, под контролем российских представителей) ту самую «демилитаризацию», а также внутренние политические чистки под знаменем «денацификации», чтобы важные посты заняли пророссийски настроенные политики; окончательное урегулирование возможно только после проведения в Украине выборов «легитимной власти» (по мнению Путина, который, разумеется, приложит усилия для избрания «своего» кандидата); США и ЕС снимают все ранее наложенные ими на Россию санкции — как секторальные, так и персональные; от США и НАТО будут требовать возврата к обсуждению «ультиматума» от 15 декабря 2021 года и заключения предложенных тогда Москвой проектов договоров о гарантиях безопасности.
На таких условиях Путин сможет заявить о своей победе.
Он ослабит Украину настолько, что она потеряет самостоятельность, и продемонстрирует миру неспособность НАТО и США противостоять его амбициям. В глазах международного сообщества это станет символом упадка западной мощи.
Установив контроль на Украиной, Россия существенно увеличит свои военные возможности за счет включения в ряды своих вооруженных сил бывших военнослужащих Украины. Российские власти и пропаганда будут использовать тезис, что в войне виновата лишь верхушка украинского режима — Владимир Зеленский и его окружение — и стоящие за ним США и НАТО, в то время как офицеры и рядовой состав были обмануты и принуждены воевать против «братского народа». Такой подход вкупе с обидой на «предательство НАТО» вполне могут повернуть многие тысячи бывших бойцов, имеющих боевой опыт, на сторону России, раз уж иных перспектив для них в их стране нет.
Затем последуют провокации против самих стран НАТО, которые, как рассчитывают в Москве, продемонстрируют неспособность стран НАТО к военному ответу на угрозы своей безопасности, что вызовет распад блока. Вопреки досужим рассуждениям, что у России нет ресурсов вести широкомасштабную войну в Европе, такие провокации больших сил не потребуют — достаточно ввести в ту же Эстонию два-три батальона для «защиты русскоязычного населения от русофобских погромов и террора» (конечно, заранее заботливо организованных Москвой), прикрыв это ядерной риторикой и угрозами.
Если НАТО никак не отреагирует или ограничится моральной поддержкой Эстонии, на альянсе как оборонном блоке можно спокойно ставить крест. А вне НАТО страны Европы останутся с Россией один на один, без союзников и помощи, и будут вынуждены принять условия Путина. Ослабленные США, по мнению кремлевских стратегов, будут вынуждены беспомощно наблюдать за крушением своего влияния в мире, а их место в мировой конфигурации будут занимать Россия и Китай.
Тем самым главная задача Путина — лишить страны Запада возможностей вести «подрывную деятельность» против своей власти — будет успешно решена.
Очевидно, что такой исход возможен только при одном условии, а именно — если страны Запада во главе с США позволят Путину этого добиться.