Основные тезисы. Полный текст здесь.
Итоги выдвижения и регистрации кандидатов и партийных списков на региональных и местных выборах в 2025 году
Итоги выдвижения и регистрации кандидатов и партийных списков на региональных и местных выборах, назначенных на (12–)14.09.2025, продолжают тенденцию, отмеченную в ходе подготовки к ним: дальнейшее сокращение политической конкуренции, уменьшение числа фактических участников выборов. На выборах представительных органов власти вся основная конкуренция происходит между парламентскими партиями, в редких случаях дополненными иными партиями, имеющими локальные льготы при регистрации кандидатов. Партии, не имеющие льгот при регистрации кандидатов, почти прекратили выдвижение кандидатов, так как шансы быть зарегистрированными по подписям избирателям стали крайне низкими.
Тяжелейшая ситуация складывается с регистрацией независимых кандидатов. Фактически можно говорить, что регистрация по подписям стала почти невозможной — точнее, возможной только для реально административных кандидатов.
На выборах губернаторов лишь в единичных случаях были попытки участия в выборах кандидатов, не согласованных с администрациями (Республика Коми, Камчатский край, Иркутская область), из них лишь в Иркутской области кандидат (бывший губернатор Сергей Левченко) был зарегистрирован. Как можно предположить, зарегистрирован Левченко был только за счет федеральных связей и федеральной поддержки. В большинстве регионов изначально выдвигалось лишь 4-5 предварительно согласованных кандидатов, они же и зарегистрированы. В большинстве регионов не согласованные с администрациями кандидаты даже не пытались выдвинуться.
Можно констатировать, что осталось не так много регионов, где отделения партий способны вести независимую от местных администраций электоральную политику. Им приходится согласовывать не только списки кандидатов и распределение избирательных округов, но и сам ход своей избирательной кампании. Реальная несогласованная конкуренция носит преимущественно «очаговый» характер, касается регионов с наиболее сложно устроенными элитами и сильными протестными настроениями и смещена скорее на выборы представительных органов власти. Чаще всего конкуренция носит «частично согласованный» характер, когда политические партии идут навстречу региональной власти в части выдвижения кандидатов и ведения агитации, желая избежать санкций и репрессий при выдвижении «нежелательных» кандидатов. И несмотря на свое конструктивное поведение, все равно остаются для администраций чужеродными: при первой же возможности власть ограничивает их политические и организационные возможности. Эти ограничения деятельности даже лояльной оппозиции носят скорее «превентивный характер» — на случай неконтролируемого всплеска протестного голосования избирателей в пользу кого-либо из представителей оппозиции.
Наибольшую же остроту избирательным кампаниям придают внутриэлитные конфликты, которые обостряются в преддверии выборов в тех регионах, где еще сохраняется достаточная фрагментация. Особенность этих конфликтов в том, что элитные группировки — в отличие от гражданских активистов и демократических политиков — обладают достаточными финансовыми ресурсами, чтобы, например, обеспечить своим кандидатам сбор подписей избирателей. Кроме того, у них есть политико-административное влияние и связи, чтобы предостеречь избиркомы от принятия очевидно спорных решений. Однако, не последнюю роль в таких конфликтах способны сыграть «силовики».
Ситуация на выборах губернаторов
В 20 регионах было выдвинуто 134 кандидата (6,7 на регион в среднем), из них зарегистрировано 95 (4,75 на регион в среднем). В 10 регионах (половина) зарегистрированы все выдвинутые кандидаты. Доля отсева между выдвинутыми и регистрированными составляет лишь 29%, и его основную часть дали три региона: Коми, Камчатский край, Пермский край. В Камчатском крае Александра Новикова от «Справедливой России» отменила выдвижение и не попала в статистику регистрации.
Это типичная картина для губернаторских выборов последних лет: 4-5 кандидатов в бюллетене. После 2018 года управляемость губернаторских выборов существенно повысилось, и реально конкурентная кампания за 2019–2025 годы была только в одном регионе — Хакасии.
Отмечено четыре случая недопуска на выборы кандидатов парламентских партий: по два от КПРФ и «Справедливой России». КПРФ: Олег Михайлов в Коми и Людмила Мухина в Ленинградской области. «Справедливая Россия»: Вячеслав Лучников в Пермском крае и Владимир Дудин в Еврейской автономной области. Дудин вообще не сдал документы на регистрацию. Отказ в регистрации Михайлова и Мухиной выглядит символическим: одновременно в этих регионах были без проблем зарегистрированы кандидаты партии «Коммунисты России» — при очевидном почти полном отсутствии у партии муниципальных депутатов. Лучников в Пермском крае — не публично известная фигура, но его активная поддержка темы СВО в агитационной кампании могла потенциально нести угрозу отъема им части голосов у действующего губернатора от «Единой России» Дмитрия Махонина.
Рекорд по числу отказов кандидатам от парламентских партий был в 2019 и 2020 годах — по 6.
Процедура преодоления муниципального фильтра мало отличалась от предыдущих лет: административный сбор подписей максимального числа депутатов, которые затем распределяются между «нужными» кандидатами. «Нежелательного» кандидата легко заблокировать, просто предъявив «спаренные» подписи за одного из его оппонентов с более ранней формально проставленной датой.
Из 39 кандидатов, выбывших между выдвижением и регистрацией, большинство либо вообще не стали сдавать документы, либо сдали заведомо недостаточное количеств подписей. Единственный кандидат, сдавший достаточно количество подписей, но получивший отказ из-за «двойных» подписей, — Олег Михайлов в Республике Коми.
Михайлов предоставил документы для регистрации кандидата на должность Главы Республики Коми, в том числе 173 листа поддержки кандидата, включая 42 листа поддержки кандидата с подписями депутатов представительных органов 15 муниципальных районов, муниципальных и городских округов.
По данным комиссии, листы поддержки кандидата не прошиты, не пронумерованы, не заверены подписью кандидата; список лиц не прошит; есть неверно заполненные строки в первом финансовом отчете. 8 подписей депутатов представительных органов муниципальных образований не зачтены в связи с установлением факта проставления подписей тех же лиц в поддержку других кандидатов ранее по времени, в том числе кандидатов, сдавших заведомо недостаточное число подписей, что подтверждает, что эти кандидаты изначально выдвигались для «блокирования» части подписей. Количество достоверных подписей оказалось недостаточным для регистрации Михайлова кандидатом на должность главы Республики Коми.
Участие в выборах Михайлова изначально сопровождалось скандалом. 8 июня, когда началось выдвижение кандидатов на выборы главы Республики Коми, Михайлов не смог сдать документы из-за искусственно созданной очереди: перед ним внезапно оказалось 18 никому не известных людей, якобы желавших начать процедуру выдвижения в губернаторы, хотя именно Михайлов был первым, кто зарегистрировался на сдачу документов. Только после возникновения скандала документы Михайлова были приняты в последующие дни.
В 2015 году Сергей Левченко одержал победу на выборах губернатора Иркутской области благодаря тому, что параллельно его собственной кампании в регионе шла массированная кампания против тогдашнего врио главы области Сергея Ерощенко, которую организовали представители местного бизнеса. После избрания Левченко крупный региональный предприниматель, бывший секретарь Иркутского отделения партии «Единая Россия» и бывший первый заместитель губернатора Александр Битаров был назначен главой правительства области.
На сей раз подобной параллельной кампании нет. Предполагалось, что проблемой для губернатора Игоря Кобзева могут быть сложные отношения с энергетиками, но по данным СМИ, к настоящему времени они публично урегулированы. Шансом для Левченко могут стать только форс-мажорные обстоятельства, если они спровоцируют протестное голосование в условиях почти абсолютной известности Левченко в регионе.
Интересный случай произошел в Камчатском крае: федеральное руководство «Справедливой России» отозвало согласие на выдвижение избранной депутатом законодательного собрания от КПРФ журналиста Александры Новиковой. Она перешла в партию «Справедливая Россия — за правду» в мае 2025 года, подтвердил в интервью изданию «Ведомости» лидер партии Сергей Миронов. Решение о приеме Новиковой в партию принято на заседании президиума центрального совета. Миронов отметил ее «принципиальную позицию и стремление решать проблемы граждан». В январе 2024 Новикову оштрафовали на 30 тысяч рублей за дискредитацию Вооруженных сил РФ и губернатора края за репост записи из телеграм-канала, который, предположительно, принадлежит Ксении Собчак. В видеоролике человек в балаклаве назвал себя бойцом с Камчатки и рассказал о якобы бедственной ситуации в региональном батальоне. Позже в правительстве заявили, что личность мужчины установлена и он, действительно, находится в зоне СВО. Власти планировали связаться с бойцом и уточнить информацию.
После репоста на журналистку был составлен протокол по ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ (публичные действия, направленные на дискредитацию использования ВС РФ). Новикова заявила, что дело считает несправедливым. «Репост был, действительно, сделан на моих ресурсах, но не доказано, что его сделала я — есть еще несколько человек-администраторов. Претензий к каналу-первоисточнику нет — я с ними связывалась. Я — жена мобилизованного, была в первой десятке женщин, чьих мужей мобилизовали. Летала с правительством в зону СВО», — рассказывала Новикова «АиФ-Камчатка».
«Известие [об отмене согласования] настигло меня практически на пороге избирательной комиссии, когда полный пакет документов был готов. Первой реакцией было непонимание, отторжение, обида. Но руководители партии объяснили мне, что это единственный способ уберечь меня от крупных неприятностей», — сообщила Новикова в своем телеграм-канале, и показала копии решений президиума ЦС от 17 (об утверждении) и 20 июня (об отзыве кандидатуры).
КПРФ отказалась от выдвижения кандидата на выборы главы Чувашии. Публично это объяснили «близостью позиций» главы региона Олега Николаева (член «Справедливой России») и коммунистов. В Костромской области КПРФ не стала выдвигать в губернаторы исторического лидера организации хорошо известного Валерия Ижицкого, вместо этого выдвинув малоизвестного Сергея Шпотина.
В целом в 19 регионах из 20 действующий глава региона выдвигается от «Единой России», и только в Чувашии губернатор Олег Николаев, бывший депутат Госдумы от «Справедливой России», идет на второй срок как самовыдвиженец.
КПРФ выдвигала 19 кандидатов (зарегистрировано 17), ЛДПР 19 в 18 регионах (в Свердловской области кандидата пришлось выдвигать два раза). «Справедливая Россия» выдвигала 17 кандидатов (зарегистрировано 15). Начинают активно участвовать в выборах губернаторов «Новые люди», прежде они практически не выдвигали кандидатов в губернаторы, на сей раз у них 7 кандидатов.
Ситуация на выборах депутатов региональных парламентов по партийным спискам
В 2020 году на выборах заксобраний в этих же 11 регионах было выдвинуто 125 списков (11,4 на регион), зарегистрировано 93 (8,45 на регион), это были лучшие показатели периода 2016–2020 годов, близкие к показателям 2015 года. На сей раз выдвинуто лишь 74 списка (6,72 на регион в среднем), зарегистрировано 71 (6,45 на регион в среднем).
Таким образом, партийная активность за 5 лет резко снизилась — как и общее число партий. Об этом шла речь в прошлом докладе: тогда была попытка управляемо «освежить» партийную систему, сейчас речь скорее о ее временной консервации и ликвидации «лишних» и распыляющих голоса партий, для чего нужно лишь следовать жесткой редакции закона и не давать партиям поблажек.
Новый рост уровня формальной конкуренции на выборах сентября 2020, как представляется, был вызван несколькими факторами:
- активным участием в выборах 2020 года новых партий, зарегистрированных весной 2020 года и их попытках добиться «истории успеха» и права регистрации списка в Госдуму без сбора подписей: 8 списков от партии «За правду», 6 списков от партии «Новые люди», 4 списка от Партии прямой демократии и 2 списка от партии «Зеленая альтернатива», итого 20 списков из 125 — почти одна шестая;
- приближением выборов в Государственную думу 2021 года и стремлением не только новых, но и иных сохранивших юридический статус политических партий напомнить о своем существовании, укрепить региональную сеть, и, возможно, получить льготу при регистрации;
- стремлением федерального центра в условиях роста протестных настроений по возможности стимулировать усиление распыления протестных голосов.
Сейчас же задачи у системы совершенно иные:
- не допустить новой политической активизации граждан — новые проекты увеличивают непредсказуемость, могут вызвать рост интереса к политической жизни, привлечь на выборы новые группы избирателей, а значит, понизить итоговой процент партии власти в условиях стабильной численности административно зависимого и конформистски настроенного электората;
- при общем сокращении числа голосов помочь действующим партиям парламентской оппозиции сохранить место в политической системе, избежать новых системных перекосов.
Доля отсева при регистрации в сравнении с выдвижением формально крайне низкий — 4%, для сравнения, отсев в 2020 году составил 25,7%. Однако это лишь следствие того, что партии, которым нужно собирать подписи, почти прекратили участие в выборах.
В 2020 году в этих 11 регионах партии пытались зарегистрироваться по подписям 71 список. Были зарегистрированы 39 из них (т. е. выбыло 45%). Сдали документы на регистрацию и получили отказ 13. 19 списков либо не сдали документы на регистрацию, либо получили отказ в заверении. Зарегистрированы тогда были в основном списки новых партий — «Новые люди», «За правду», «Зеленая альтернатива».
На этот раз подписи собирали изначально всего 6 списков (в 8,5 раз меньше), из них 2 выбыли, не сдав подписи («Родина» в Калужской и Костромской областях), сдали подписи и были по ним зарегистрированы всего 3 списка (Партия пенсионеров в Калужской области и РЭП «Зеленые» в Рязанской, «Коммунисты России» в Белгородской). Неясной остается судьба Партии социальной защиты в Костромской области.
Похожая картина была в 2024 году: отсев минимальный (3%), но среди партий, не имеющих льготы, отсев составил 50%. Отсев на выборах в 2012 году составлял 2,4%, в 2013 году — 10,5%, в 2014 резко вырос — до 22,03%, достиг пика в 2015 в 39% (прежний рекорд, 34%, был установлен на выборах 2 декабря 2007 года). Затем, в 2016 году, отсев составил 27,1%, в 2017 году — 21%, в 2018 год — 26%, 2019 году — 30%.
Льготу при регистрации (освобождение от сбора подписей) на всех выборах депутатов региональных парламентов 2025 года имеют пять партии, представленные в Государственной думе РФ («Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия», «Новые люди»), также могли бы их иметь и иные партии, набравшие на последних выборах Госдумы РФ более 3% голосов, но таких нет.
В отдельных регионах льготу при регистрации на выборах региональных парламентов дополнительно имеют следующие партии:
- набравшие не менее 3% голосов на последних аналогичных выборах;
- списки которых по результатам последних выборов в представительные органы муниципальных образований данного региона были допущены к распределению депутатских мандатов хотя бы в одном случае;
- списки которых на последних выборах в представительные органы муниципальных образований данного региона в сумме получили не менее 0,5% от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории региона.
В данной кампании в ЯНАО льготу имеют лишь пять парламентских партий. В остальных регионах льготу имеют от 6 до 9 партий. Максимальное число «льготников» — в Республике Коми.
По итогам выдвижения и регистрации самые конкурентные кампании по партийным спискам в Республике Коми и Костромской области (по 9 списков), за ними идут Новосибирская и Рязанская области (по 8). Меньше всего списков на Ямале (4) и в Магаданской области (5).
Единственный значимый скандал при регистрации списков произошел в Костромской области с регистрацией списка Партии социальной защиты, ее возглавляет популярный в регионе депутат Костромской областной думы предприниматель Владимир Михайлов, ранее сменивший множество партий, от «Единой России» до «Яблока». В случае прохождения в Костромскую облдуму партия могла бы получить льготу для участия в выборах депутатов Госдумы РФ.
Первоначально 27 июня 2025 списку ПСЗ отказали в заверении. В частности, потому, что в бюллетене на партийной конференции была указана Парфёнова Наталья Витальевна, а в представленных к регистрации документах — Парфёнова Наталия Витальевна. По мнению комиссии, указанные обстоятельства свидетельствуют о проведении тайного голосования по выдвижению иного списка кандидатов, отличающегося от списка, представленного в избирательную комиссию. И все-таки список заверили — со второй попытки, 4 июля 2025 года.
Когда после этого партия собрала подписи и сдала их в избирком, ей отказали в регистрации постановлением от 28 июля. Основанием стало то, что, по данным комиссии, выдвинутые в списке Кочкина Анна Владимировна и Иванова Светлана Александровна являются членами партии «Единая Россия» и подлежат исключению из списка кандидатов. Также, по данным комиссии, на конференции регионального отделения партии 2 июля 2025 принимали участие 17 человек, не оформивших выход из «Единой России». Это повлекло неправомочность указанных общих собраний местных отделений политической партии в Костромской области, а следовательно, и конференции, проведенной 2 июля 2025 года.
Костромской областной суд 5 августа частично удовлетворил иск ПСЗ, обязав областную избирательную комиссию зарегистрировать список партии на выборах в Костромскую областную думу. Представители ПСЗ доказывали в суде, что участники собраний по выдвижению делегатов на конференцию давно вышли из партии власти и утратили с ней связь. Чтобы это проверить, суд привлек «Единую Россию» к участию в процессе в качестве третьего лица и даже запросил у нее документы, подтверждающие связь упомянутых делегатов с партией.
По аналогичному делу о снятии с выборов двух кандидатов партии по одномандатным округам (Владимира Михайлова и Максима Постникова) другой судья того же Костромского областного суда встал на сторону облизбиркома и в восстановлении кандидатам отказал. В настоящее время оба дела, по списку и одномандатникам, рассматриваются в апелляционной инстанции.
Из 5 парламентских партий 4 (кроме «Новых людей») выдвинули списки во всех 11 регионах, «Новые люди» ограничились девятью — не стали выдвигать в Белгородской области и ЯНАО; в Белгородской области в 2020 году списку партии отказали в регистрации, и с тех пор заметной деятельности в регионе заметно не было, а в ЯНАО у «Новых людей» нет региональной организации.
Далее по активности идут Партия пенсионеров (8 списков: Коми, Белгородская, Калужская, Костромская, Курганская, Новосибирская, Рязанская, Челябинская области), «Родина» (3 списка: Коми, Воронежская, Новосибирская области), «Коммунисты России» (2 списка, Коми и Рязанская область).
Столь низкая активность «Коммунистов России» на региональных выборах для КПРФ выглядит скорее хорошим знаком.
Ситуация на выборах депутатов представительных органов власти административных центров регионов по партийным спискам
На выборах 15 горсоветов административных центров регионов с применением пропорциональной системы выдвинут 101 список (6,73 на город), зарегистрирован 91 (6,06 на город в среднем).
В 2020 году в 14 городах было выдвинуто 116 списков (8,28 на город в среднем), зарегистрировано 99 (7,07 в среднем на город). По сравнению с 2020 годом из списка городов с партсписками на нынешних выборах выбыл Сыктывкар, добавились Ставрополь (из-за досрочных выборов) и Махачкала (переход к прямым выборам вместо косвенных двухступенчатых через районные собрания).
Но хотя выборов по партспискам за 5 лет стало на один региональный центр больше, даже в абсолютных цифрах списков стало меньше. Типичный сценарий выборов 2025 года: парламентские партии плюс один список от всех остальных партий. В теории, сокращение числа партий в бюллетене должно снизить разбиение голосов и увеличить шансы парламентских партий на попадание в горсоветы.
Отсев в сравнении с выдвижением при регистрации составил в 2020-м 14,7%, в 2025-м — 10%.
Так же как и на выборах законодательных собраний, все списки, имевшие льготу при регистрации, и сдавшие документы, зарегистрированы.
По закону, льготу при регистрации в виде освобождения от сбора подписей на всех выборах представительных органов муниципальных образований имеют пять думских партий. Кроме того, в отдельных муниципальных образованиях льготу на выборах имеют две категории партий:
- партии, допущенные к распределению мандатов или получившие не менее 3% голосов избирателей на последних выборах в парламент данного региона;
- партии, которые на последних выборах в представительный орган данного муниципального образования провели хотя бы одного депутата, неважно — по списку или по мажоритарному округу, и неважно, на основных или дополнительных выборов;
- на выборах депутатов представительного органа поселения, входящего в муниципальный район льготу имеют также партии, если кандидат, выдвинутый политической партией и избранный депутатом представительного органа хотя бы одного поселения, входящего в этот муниципальный район, избран из состава данного представительного органа поселения депутатом представительного органа этого муниципального района.
Всего из 101 списка 85 были льготниками (84%), собирать подписи должны были 16 списков. Из них 8 вообще не сдали подписи, 1 список получил отказ после проверки подписей («Яблоко» в Иваново), были зарегистрированы 7 (из них пять — в Чебоксарах), то есть менее половины собиравших подписи.
Именно в Чебоксарах самая высокая конкуренция: зарегистрированы все 11 списков, и в 2020 году здесь в бюллетене было 11 списков. Семь списков зарегистрировано в Калуге, во всех остальных городах от 5 до 6.
Пять парламентских партий представлены на выборах во все 15 горсоветов. За ними идет Российская партия пенсионеров, у нее 4 города — Чебоксары, Калуга, Орел, Смоленск.
Ситуация c регистрацией кандидатов по мажоритарным округам по наиболее значимым выборам
Ситуация с выдвижением и регистрацией кандидатов по мажоритарным округам также показывает доминирование кандидатов от партий с льготами при регистрации и вымывание самовыдвиженцев и кандидатов от партий без льгот.
На выборах в заксобрания на парламентские партии приходится 1049 из 1239 зарегистрированных кандидатов по мажоритарным округам, или 84,7%, самовыдвиженцев зарегистрировано 1,13% от всех кандидатов по округам. На выборах по мажоритарной части городских советов региональных центров на парламентские партии приходится 3214 из 3782 зарегистрированных кандидата по округам или 84,98%. Самовыдвиженцев зарегистрировано всего 3,5% от всех кандидатов по округам, здесь картина чуть лучше, чем в законодательных собраниях, так как сами округа меньше по размеру и нужно меньше подписей.
Отсев в сравнении с выдвижением при регистрации на выборах в заксобрания по округам составляет в целом лишь 4% (среди самовыдвиженцев 58%), на выборах горсоветов административных центров регионов – в целом 6% (среди независимых 53%). Эти цифры говорят, что политически активные граждане, не входящие в парламентские партии, все чаще либо избегают политики и выборов, видимо, полагая, что участвовать в выборах им все равно не дадут, либо изначально поражаются в правах – к запрету на участие в выборах ведут дела по антиэкстремистскому законодательству, статус иностранного агента и т. д.
На выборах заксобраний самая высокая конкуренция в мажоритарных округах в Республике Коми и Челябинской области, самая низкая – в Магаданской и Белгородской областях. На выборах горсоветов самая высокая конкуренция по округам в Сыктывкаре и Чебоксарах, самая низкая в Магадане.
Лидерство парламентских партий по числу кандидатов очевидно, при выдвижении по округам в горсоветы административных центров КПРФ опустилась по числу кандидатов на пятое место. Второй и на выборах в заксобрания, и на выборах горсоветов идет ЛДПР.
На выборах и в законодательные собрания, и в горсоветы на шестом месте с большим отрывом от парламентских партий по числу кандидатов идет Российская партия пенсионеров, на выборах ЗС на седьмом месте «Родина», на выборах горсоветов — «Коммунисты России». Все прочие партии – существенно меньше.