Иностранные агенты — единственная категория граждан Российской Федерации численностью менее тысячи человек, ради которых вот уже почти восемь лет (с января 2018-го года) принимаются специальные и многочисленные репрессивные законы. Они уже обязаны: ежеквартально отчитываться о своих расходах; ставить возмутительное сообщение о своем иноагентстве ко всякому публичному тексту — крупней, чем основной текст, а если не ставить или не отчитываться — то будет штраф, а потом уголовное дело. Им запрещено участие в политической деятельности с любой стороны — ни кандидатом, ни наблюдателем, ни в штабе; им нельзя преподавать и работать с детьми. Они ограничены в распоряжении собственными средствами — деньги их поступают на особый счет, откуда их не потратишь. Это уже не говоря о том, что на работу иноагентов стараются не брать ни на какую: мало ли что. (Рассказал бы несколько случаев, да не стоит подвергать иноагентов дополнительному риску.)
И вот опять — повышают подоходный налог: с обычных 13% аж до 30%. Это как у иностранцев, во-первых, и выше, чем у миллионеров (22% с дохода свыше 50 млн рублей в год), во-вторых. Да, и еще налоговых льгот иноагентов решено лишить.
Да-да, я знаю, что в списке иностранных агентов уже более тысячи позиций, но часть из них — юридические лица, а физических лиц дай Бог семь сотен. И не западло же целому огромному государству год за годом заниматься семью сотнями человек!
Помню, когда-то давным-давно мы смеялись, что при наличии существенных дыр в законодательстве Государственная дума тратила уйму времени на принятие закона о пчеловодстве. Потому говорили, что один из тогдашних лидеров партии Единая Россия Юрий Лужков увлекался пчеловодством лично. Между тем, только профессиональных пчеловодов в России насчитывается 106 тысяч, а если прибавить к ним пчеловодов-любителей, то получится полмиллиона. Иноагентов — в пятьсот раз меньше, чем пчеловодов, но иноагентам — все внимание, а на пчеловодов лишь мельком взглянули один раз. Почему так?
Иностранным агентам вроде меня довольно трудно, например, объяснить детям, что мы такого натворили. Дети склонны представлять себе нечто героическое: ну, там, папа обличал коррупцию и беззаконие, папа глаголом жег сердца людей, может быть даже Путина свергал своими руками. А когда рассказываешь подрастающему поколению, что в основном папа защищал права стариков и инвалидов, настаивал на правильном и своевременном лечении больных детишек, подрастающее поколение разочаровывается — не может быть, за что же тогда иноагент?
Из всех иноагентов, которых я знаю (а я лично знаю многих), ни один никогда в жизни не держал в руках никакого оружия, не пытался ничего взорвать, не отравлял колодцы. Все только писали, иногда стихи, либо говорили, иногда в ютубе или в эфире одной там небольшой радиостанции. То есть просто сотрясали воздух или марали бумагу — за что же тогда столь пристальное внимание?
Ну, назначили бы иноагентами и сказали: «Вам ничего нельзя, пойдите и сдохните!» — так было бы понятно, наглядно и всего один раз. Однако же серьезные государственные деятели год за годом, старательно, получая значительную зарплату от налогоплательщика, прописывают все подробнее и подробнее, как именно семи сотням сотрясателей воздуха и марателей бумаги следует испытывать материальные трудности в масштабах, которые едва ли сопоставимы с ценой одного-единственного депутатского автомобиля. Зачем это?
Может быть, мы и правда грозная сила? Может быть, наше сотрясение воздуха напрямую ведет к сотрясению основ государственности?
Да нет! Не может быть!
Что же это за государственность, основы которой может сотрясти ролик в ютубе, записанный пусть даже и Юрием Дудем? Эдак тогда и Влад А4 может потрясти ее, государственность эту?
И вот когда пришла новость о повышении для иноагентов подоходного налога, я подумал — ба, да они же просто протоколируют наши финансовые потери! Им просто, наверное, неловко год за годом поражать в правах поэтесс, артистов, журналистов и музыкантов, и вот они придумали тщательно записывать в законах и подзаконных актах, за какой именно материальной компенсацией смогут обращаться лица, причисленные к иностранным агентам, когда наступит Прекрасная Россия Будущего.
Дескать, получал в 2025-м году зарплату 100 тысяч рублей, переплатил 17% подоходного налога, так и получи же 17 тысяч компенсации плюс проценты в размере текущей ставки по депозиту.
Поскольку Прекрасной России Будущего не просматривается в перспективе ближайшей тысячи лет, суммы наши далекие пращуры получат значительные.