Когда Минцифры только вышло с анонсом «белого списка» интернета на китайский манер, я поговорила с экспертами, которые были настроены более чем пессимистично.
Не справились с капчей
Но вот Минцифры выкатило готовый «белый список», и я начинаю подозревать, что экспертные опасения не то чтобы напрасны, но касаются фантастического для России варианта — что все пойдет по плану.
Судите сами: вот список сайтов, вошедших в «белый список» в изложении РБК:
- все государственные сайты, сервис «Госуслуги», портал электронного дистанционного голосования и выборов, платформы обратной связи;
- сервисы «Яндекса» (какие именно не уточняется);
- соцсети «В контакте» и «Одноклассники»;
- маркетплейсы Ozon и Wildberries;
- сервисы Сбербанка, Альфа-банка, Т-банка, Газпромбанка и Национальной системы платежных карт (НСПК);
- личные кабинеты операторов связи «большой четверки» — МТС, «МегаФона», «Т2 РТК Холдинга» (бренд Т2) и «Вымпелкома» (бренд «Билайн);
- сервисы Mail.ru и «Дзен»;
- доска объявлений Avito;
- видеосервисы Rutube и «Кинопоиск»;
- онлайн-карты 2GIS;
- сайт магазина «Магнит».
Все.
Да список планируется расширять, но если за почти месяц работы над списком ведомство смогло включить в него, помимо госресурсов, всего 21 (двадцать один — прописью) сайт из сотен тысяч существующих — и даже к среде расширило аж до 57…
Особенно умиляет «Магнит», купленный ВТБ у основателя Сергея Галицкого. А 2GIS, кстати, буквально одновременно с попаданием в «белый список» распрощался с основателем Александром Сысоевым — да так стремительно, что рынок в недоумении. Ну и конечно, помимо грустных мыслей, что должно произойти с компанией, чтобы она могла попасть в число избранных, приходит циничная мысль, во что обойдется компаниям право войти в этот круг без передачи прав собственности и бразд управления в более надежные, чем нынешние, руки.
Но Бог с ним, с компаниями и их хозяевами, — как-нибудь без нас разберутся. Не будем даже придираться к тому, что Минцифры буквально дезавуировало свое же заявление о причинах создания «белого списка»: он-де нужен для того, чтобы при отключениях мобильного интернета из-за атак дронов граждане могли продолжать спокойно пользоваться привычными сервисами. Доступ к этому списку будет предоставляться через капчу, поясняло Минцифры, то есть вручную, а значит, дрон не пройдет. То есть, не пролетит, потому что не сумеет автоматически подключиться к этому защищенному интернету.
А никакой капчи-то и не будет. Знатоки недоумевают — и что теперь помешает дрону? Но вообще-то мы с самого начала поняли, что дроны — лишь предлог для того, чтобы отрубить Россию от мирового трафика, не правда ли? Однако теперь, глядя на куцый список, который выкатило Минцифры, я твердо знаю: в такой «чебурнет» добровольно не залезет даже самый закоренелый зетник, даже совершенно аполитичная и технически безграмотная бабка.
И это прямо очень обнадеживает.
Три веселых буквы
А новости с другого фланга фронта борьбы за право стать севернее Корее даже радуют.
Речь идет о втором проекте: мессенджере Max, ради которого запретили звонки в WhatsApp и Telegram. Вы не представляете, какое количество моих аполитичных знакомых попросило меня переслать им вот эту статью, что делать в условиях внедрения властями суверенного «чебурнета»! Скольким я послала список работающих VPN, потому что Zoom тоже стал работать кое-как, Viber давно наглухо заблокирован (но я вдруг увидела в нем массу уведомлений, что мои подзабытые российские знакомые вновь в нем зарегистрировались — вплоть до «Валя маникюр»), а Signal для авторизации шлет смс, которые не приходят (и тут мой упрек создателям мессенджера)!
А сколько негодования вызвали штрафы за размещение рекламы на заблокированных ресурсах! Потому что теперь в том же Instagram многие бояться вообще что-то размещать — прежде всего, компании и организации. И вот знакомая хореограф в ужасе — а где теперь смотреть ролики с мастер-классов преподавателей Вагановского училища? А кондитерша, создающая неземной красоты торты, — куда ей теперь с ними? Не в «Дзен» же! Не во «В контакте» же!
Более того — похоже, благодаря бурной деятельности Минцифры и т. п., в России случилась новая IT-революция.
Первая была связана со Skype, которым овладели массы, доселе не знакомые с технологиями, вплоть до бабушек и дедушек, получивших возможность видеть своих внуков хоть каждый день.
Вторая — с распространением Zoom во время пандемии, что вернуло на работу множество мамочек, вынужденных сидеть с ребенком, и вернуло детям множество родителей, получивших возможность не ходить в офис каждый день.
Теперь вот в России идет революция трех веселых букв — VPN. Его ставят не только мои знакомые, сплошь гуманитарии. Мой редактор рассказал, как 90-летний отец его друга, правда, программист, взял да и напрограммировал себе собственный VPN. И почти тут же вдогонку — радостно позвонил по WhatsApp знакомый из медвежьего угла России: он с друзьями создал свою VPN-сетку и теперь они всей деревней плюют на Роскомнадзор и Минцифры.
Кажется, власти и сами поняли, что как и в случае с мобилизацией, перегнули палку. И вот уже Дмитрий Песков, усатые уста Кремля, — заявляет в интервью ТАСС, что WhatsApp и Telegam должны продолжать работать: во-первых, потому что Max должен развиваться, а это возможно только в условиях конкуренции, а во-вторых, для спецслужб разговоры в любых мессенджерах все равно абсолютно прозрачны.
А в выходные — вы не поверите! — в нескольких городах прошли митинги за свободный интернет. Согласованные! И их не разогнали!
И посыпались сообщения: в Совете федерации заявили, что Max вовсе не станет обязательным, в том числе, для доступа к «Госуслугам»; мессенджеру Max отключили все возможности для слежки за пользователями… Бог с ним, что пока на «Госуслуги» без Маха войти не удается, а отключение слежки — это модификация WhiteMax от сторонних разработчиков. Процесс-то пошел!
Чистой радости мешает только рассказ, что даже чиновники, включая кремлевских, не хотят устанавливать Max и продолжают пользоваться WhatsApp и Telegam через VPN. А Max ставят на отдельный телефон, чтобы звонить по нему только по служебной необходимости.
Скорее всего, именно недовольство дипстейта подвинуло начальство к смягчению напора в продвижении Мах-мессенджера. И не только дипстейта, но и той части связанной с властью бизнеса, который тоже хотел бы получить дивиденды от собственного «национального» мессенджера. А уж в случае с «белым списком» Минцифры число обиженных наверняка не поддается счету.
Есть еще одно соображение. Учитывая, какие претензии звучали и звучат в адрес импортозаместителей иностранных соцсетей и мессенджеров, да и вообще в адрес импортозаститенителей, созданных не в условиях конкуренции, как «Яндекса» Воложа и «В контакте» Дурова, а под лозунгом «вот наше, суверенное, долой иностранное», — трудно предположить, что продвигаемый с таким напором Max безупречен. Про борьбу с мошенниками, ради которых он якобы создан, вообще получился анекдот: мошенники не только активно работают через Max — они требуют его установить, потому что для обмана им нужна хорошая связь! В общем, «и с партизанами как-то неудобно получилось». Наверняка, по мере прибавления пользователей и начала активного использования (ну, хоть по необходимости), публичными станут и иные проблемы.
Негодование общественности, конечно, напрягло власти. Но наверняка гораздо больше началу отступления от идеи «чебурнета» помогла вечная российская беда — и речь не о дорогах. Так что если вновь заработают звонки через нормальные мессенджеры, а в России будут доступны не только «Госуслуги» и сайт «Магнита», можно будет выпить на радостях за протест чиновников, но трижды — за кривые руки исполнителей, для которых нет таких крепостей, которые они не могли бы угробить. Так победим, ура!
Но хороший VPN вы все же поставьте.