Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на «The Moscow Times. Мнения» в Telegram

Подписаться

Позиция автора может не совпадать с позицией редакции The Moscow Times.

Рашизм – точный и актуальный термин. А как насчет Московии?

В конце лета, вероятно, осознав невозможность прямой встречи с Владимиром Путиным, который принципиально отказывается от завершения войны, президент Украины Владимир Зеленский подписал закон, впервые юридически закрепляющий термин «рашизм».
За советской символикой прячется ветхая Московия
За советской символикой прячется ветхая Московия Коллаж

В законе рашизму дается такое определение: рашизм — это «разновидность тоталитарной идеологии и практик, которые лежат в основе российского нацистского тоталитарного режима». Уточняется, что эта идеология «основывается на традициях российского шовинизма и империализма, практиках коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов».

Почему рашизм хуже фашизма и даже нацизма?

«Нацизм» здесь выглядит отсылкой к практикам ушедшего века, своего рода Reductio ad Hitlerum, которая сводит все мировые диктатуры лишь к опыту Третьего рейха. Тогда как рашизм — новый и актуальный термин. Это внезапно точный лингвистический микс, характерный для экспериментов эпохи постмодерна. Всего одна буква («такая малость», как говорила комсомольская секретарша в фильме «Стиляги») — и вдруг возникает преемственное созвучие исторического фашизма и его современной российской версии.

Рашизм, действительно, ближе к фашизму, чем к нацизму. В советской традиции эти два изма считались вариантами друг друга, но германские нацисты фашистами себя не считали, а итальянцы не согласились бы на название нацистов: дуче, в отличие от фюрера, не увлекался расово-этническими темами. Муссолини мечтал возродить Римскую империю, что по меркам ХХ века выглядело безнадежным фарсом. По меркам XXI, стремление «третьего Рима» к агрессивной экспансии выглядит фарсом еще более бессмысленным и столь же кровавым. 

А криптонацистская доктрина «русского мира» на деле не выдерживает проверки на расовую чистоту: Кремль предпочитает воевать жителями национальных окраин (Башкирия, например, лидер по числу погибших на войне, по данным мониторинга «Медиазоны» и BBC). Москве доверен статус политической и пропагандистской «головы». Имперский гиперцентрализм для рашизма важней любой этничности.

Считается, что термин «рашизм» появился в Украине в начале нынешнего века, но тогда, скорее, формировалась его нынешняя интерпретация. А слово возникло еще в 1990 году, когда журнал «Огонек» опубликовал статью «Обыкновенный рашизм», обыграв фамилию советского милитаристского идеолога Карема Раша. Курдско-армянское происхождение этого деятеля ничуть не мешало ему выступать радикальным сторонником московского империализма.

В нынешнем рашизме этот парадокс сохраняется — к «этнической чистоте» по типу нацизма он относится весьма косвенно. Достаточно упомянуть наполовину тувинца, наполовину украинца Сергея Шойгу, который был министром обороны РФ в начале полномасштабной войны, или устроившего неудачный мятеж против него «русского еврея» Евгения Пригожина. Или — Рамзана Кадырова, который заявляет, что вся Украина должна войти в состав России.

В этом смысле «рашизм» удачно подчеркивает, что враг Украины — не этнические русские, многие из которых служат в ВСУ или подразделениях вроде РДК, но именно постсоветская неомперская Russia как государство. И такая трактовка заставляет воспринимать нынешнюю войну еще более серьезно, хотя куда уже, казалось бы, серьезней.

В англоязычную политическую лексику рашизм активно вводит историк Тимоти Снайдер. Он называет его «полезной концептуализацией путинского мировоззрения», прослеживая и прямые заимствования рашизмом из исторического фашизма, и существенные их различия. К первым относятся культы несменяемого вождя и смерти за величие государства, массовое погружение в мифы о прошлом, популярность теорий заговора и тотальная идеологическая цензура. Ко вторым Снайдер причисляет намеренное уничтожение цивилизации противника, до чего фашисты все же не доходили: рашисты ненавидят независимость Украины.

И ядерного оружия фашисты и нацисты (слава Богу!) не имели — а рашисты часто угрожают им окружающему миру.

Наблюдения американского историка схожи с выводами российского философа Михаила Эпштейна, изложенными в книге «Русский Анти-Мир. Политика на грани Апокалипсиса»: кремлевская политика «вся состоит из „анти“, из антитез миру как таковому, в том числе мирному состоянию бытия». Эпштейн не использует термин «рашизм» — он называет путинский режим «шизофашизмом», то есть фашизмом под маской «антифашизма». 

Инверсия терминов

Рашизм изначально рассматривался как резко критическое определение, но Снайдер замечает, как некоторые Z-пропагандисты уже и сами стали гордо именовать себя «рашистами». Это означает, что термин зажил собственной жизнью, вошел в широкое употребление и получил «позитивные» трактовки.

Такого рода феномены встречались в мировой истории. Например, первый президент Сенегала Леопольд Сенгор развивал теорию «негритюда», подчеркивая отличия африканской культуры от европейской. В 1960-е годы глобальной борьбы с колониализмом его теория выглядела «прогрессивной», но чрезмерное обобщение «врожденной специфики» разных рас постепенно сделало ее «расизмом наизнанку». Пока в эпоху политкорректности этот термин не был вообще отвергнут вместе с запрещенным «словом на букву н».

Любопытно также отметить, что две нынешние основные британские партии — консервативная и лейбористская — сокращенно называются, соответственно, тори и виги. Но изначально это были довольно оскорбительные словечки в политической среде — первое означало «грабителей», второе «пастухов».

Средневековое государство вокруг Кремля называло себя Московским царством и не возражало, что европейские соседи именовали его «Московией». Но постепенно оно стало претендовать на «собирание земель вокруг Москвы», а Иван III провозгласил себя «государем всея Руси» — захватив имя Киевской Руси, существовавшей задолго до Московии.

Претензию Москвы на «всю Русь» (максимально широко понимаемую) у Ивана III перехватил Петр I, но переименовал Русь в Российскую империю и попытался увернуться от московского наследия, перенеся столицу на Балтику. Большевики, вернув столицу в Москву, возродили Московию в ее средневековом понимании, но на новом историческом этапе, и попытались распространить ее принципы на весь мир.

Показательно, что в короткий квазидемократический период, на рубеже ХХ и ХХ
I веков, слово Московия использовалось теми, кто желал подчеркнуть специфику Московского региона, — «Московией» назывались телеканал, авиакомпания и фирменный поезд. Но вскоре все эти проекты были закрыты или переименованы.

«Московия» как расколдовывание империи 

До сих пор часто задается вопрос — зачем Кремлю понадобилось полномасштабное вторжение в Украину в 2022 году? С рациональной точки зрения, Россия проиграла войну сразу, как начала: вывела себя за пределы международного права и обрекла на колоссальные экономические, человеческие и политические потери.

Но рациональная логика в данном случае не работает. В «возрожденной» России еще с 1990-х годов включилась логика имперская, для которой экспансия самоценна и превосходит все прочие интересы. За тридцать постсоветских лет эта логика сперва возродилась, затем стала прогрессировать, после чего сделала текущую войну неизбежной.

Но все же — почему жертвой стала именно Украина? Она чрезвычайно важна Москве как историческая основа ее имперского мессианизма. Без периода Киевской Руси, когда была установлена связь с Византией, Москва исторически «зависает», теряя «право» на название «третьего Рима» и «центра православной цивилизации». Кремль изобретает абсурдные исторические мифы, пытаясь «присвоить» наследие киевского князя Владимира. Обосновывая аннексию Крыма, Путин заявлял, что это «сакральная земля», поскольку Владимир принял крещение в Херсонесе, и это впоследствии привело к формированию «централизованного российского государства». Но и фальшивого санктуария Крыма Москве оказалось недостаточно.

Скажем в связи с этим и о неточности знаменитого Сэмюэля Хантингтона в его концепции столкновения цивилизаций. Он причислял Россию, Украину и Грузию к общей «православной цивилизации», которая должна была «сталкиваться» с другими. Нет: Россия сталкивалась, то есть нападала, с единоверцами, сперва в Грузии, а теперь и в Украине; и именно Московская патриархия постаралась разорвать православное единство, отказавшись от канонического общения со старшей из православных церквей — Вселенским патриархатом.

Иногда высказывается мнение, что Путин, для которого распад СССР был личной трагедией (кем бы он был, если б не распад СССР?), своей жестокой войной против Украины стремится отомстить этой стране, которая в 1991 году действительно сыграла ключевую роль в упразднении советской империи. Но путинская антиукраинская риторика обоснована вовсе не советскими, а именно имперскими нарративами. И когда Путин называет Ленина «создателем Украины, вечно живой вождь в своем мавзолее, вероятно, бесконечно удивляется. 

Российские имперские теоретики еще в XIX веке критиковали «украинский сепаратизм». Хотя в исторической реальности сами создатели Московии были сепаратистами, поскольку вышли из Киева в X–XII веках в Залесье и основывая там свои автономные княжества. Владимирский князь Андрей Боголюбский даже организовал нападение на Киев в 1169 году, его войско разграбило город и осквернило Софийский собор, на киевский трон сел марионетка-князь Глеб Юрьевич, брат Андрея, но власти над Киевом не удержал.

В ходе нынешней войны кремлевская пропаганда часто использует вместо Украины определение «киевский режим». Хотя Украина — при всем унитарном характере своей государственности, является гораздо менее централизованной страной, чем Российская «федерация», которую как раз уместнее именовать «московским режимом». 

В 2022–2023 гг. граждане Украины собрали более 25 тысяч подписей под петицией президенту Владимиру Зеленскому с необычным требованием — официально переименовать Россию в Московию. Переименование не состоялось, но президент поручил правительству «всесторонне изучить этот вопрос». Однако это изучение как-то затянулось…

Авторы этого документа справедливо утверждают, что само слово «Россия» появилось на мировых картах лишь в эпоху Петра I, в 1721 году, а до этого повсюду фигурировало название «Московия». А имя «Русь» изначально принадлежало древнерусскому государству со столицей в Киеве. Но это спор не только об истории — такое переименование, по мнению авторов петиции, способно сыграть решающую роль в современной информационной войне, разрушив имперские мифы. 

С точки зрения международного права нет никакой проблемы. Например, финны называют свою родину Suomi и совершенно не волнуются по поводу того, что в большинстве стран мира она именуется Finland, а Deutschland на других языках называется десятком разных имен (Германия, Немеччина, Алемания, Вокетия, Тускланд и т. п.).

Украинский проект по переименованию России в Московию российские официальные лица встретили крайне нервозно. Такого переименования Кремль боится. Если в Киеве, который носит древнее название «мать городов русских», переименуют Россию в Московию, это может иметь фатальные последствия. Например, жители Санкт-Петербурга или сибиряки еще могут называть себя «россиянами». Но вот «московитами» они себя не считают, и более того — резко критикуют Москву за ее гиперцентралистскую и колониальную политику. И кремлевским деятелям это слово также не нравится: оно обличает тотальный москвоцентризм нынешней «России».

Но Россия фактически уже стала Московией — всеми ресурсами огромной страны распоряжаются московские чиновники и олигархи. И для регионов такое положение дел становится все менее приемлемым. Если Украина действительно переименует Россию в Московию, это будет сокрушительным контрударом. Случится как в сказках, когда главная битва выигрывается не оружием, а одним волшебным словом.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку