Несмотря на западные санкции, режим в Москве продолжает зарабатывать миллиарды евро на экспорте сырой нефти и нефтепродуктов. Кремль бесперебойно финансирует и агрессию против Украины, и перевооружение армии. Вот пять возможных мер, способных остановить хотя бы отчасти этот экспорт.
Введение
Конец августа. Танкер Bosca движется по западной части Балтийского моря между немецким островом Фемарн и датским Лолланд. Судно длиной почти 250 метров идет из российского порта Приморск. Оно глубоко сидит в воде — полностью загружено российской нефтью. За годы эксплуатации флаг корабля менялся уже пять раз. Сейчас Bosca ходит под флагом африканского государства Малави.
Bosca — одно из судов так называемой теневой флотилии — серой зоны мировой морской торговли. С начала вторжения в Украину такие танкеры обеспечивают поступление средств в военную казну Кремля. В среднем три подобных судна проходят ежедневно через Балтику — в основном с нефтью из Усть-Луги и Приморска, портов под Санкт-Петербургом.
Насколько важна для Запада остановка этой флотилии, видно по цифрам. По данным Федерального центра политического просвещения Германии, ежемесячно из российских портов выходит около 200 груженых теневых танкеров. Около 75% всех морских поставок нефти из России отправляются из Балтики и Чёрного моря. В месяц это 110–120 млн баррелей, что дает Кремлю порядка 15 млрд евро, или около 1,5 трлн рублей в год.
Для Запада это просто неприятный момент, а для Украины — вопрос жизни и смерти. Теневая флотилия делает западные санкции практически неэффективными. Поэтому пора, по крайней мере, усложнить ей работу — сделать перевозки более рискованными, медленными и дорогими.
Вот пять возможных способов.
Способ первый. Давление на покупателей и черные списки
Самое действенное средство находится не в море, а на суше — у покупателей нефти и у логистических сервисов, обеспечивающих перевозки.
Пока что Россия успешно экспортирует большие количества нефти в Индию, Китай и другие страны. Индия активно закупает дешёвую нефть — ей это выгодно, а для Москвы это источник выживания.
Противодействие. Запад может увязать поставки оружия, технологий и доступ к своим рынкам с четким условием: никакой нефти с танкеров, находящихся под санкциями!
Пример. Индия весьма заинтересована в военном сотрудничестве с Францией (истребители Rafale) и Германией (подлодки, артиллерийские боеприпасы). Это дает Парижу и Берлину рычаги давления.
Наиболее эффективными остаются американские санкции. Танкер, попавший в черный список Минфина США, становится изгоем: банки, покупатели, порты за работу с ним могут попасть под вторичные санкции и быть отрезанными от долларовой системы. Это риск, который мало кто готов взять на себя.
Сейчас под санкциями США находится свыше 200 танкеров, под санкциями Евросоюза – около полутораста танкеров, примерно столько же под санкциями Великобритании.
Рост давления привел к тому, что Россия вынуждена увеличивать и без того значительные скидки на нефть — из-за более высоких транспортных издержек и рисков.
Весной появились сообщения, что Дональд Трамп рассматривает возможность ослабления санкций, чтобы открыть путь к переговорам с Путиным. Пока, к счастью, конкретных действий Трамп не предпринял.
Дополнительная мера. Создание единого черного списка с названиями, IMO-номерами, флагами, страховщиками и фото судов. Эту базу можно интегрировать в системы контроля портов и береговой охраны.
Эффект. Сужение серой зоны. Чем больше судов будет остановлено, чем больше портов откажут им в приеме, чем больше банков заморозят платежи — тем выше будут издержки Кремля, тем меньше доходы, тем меньше возможности продолжать войну.
Способ второй. Задержание ржавых танкеров
Ограничить проход судна можно лишь в исключительных случаях — например, при риске экологической катастрофы. Но у стран балтийского региона есть рычаг: страхование.
С конца 2024 года балтийские и северные страны проверяют наличие страхового покрытия у танкеров. В декабре 2024 года Финляндия остановила танкер Eagle S, в апреле 2025 года — Kiwala был остановлен в Эстонии.
Можно ввести обязательное требование: при входе в Балтику со стороны Северного моря — предъявление действующей страховки, покрывающей убытки при авариях.
Проблема. Многие суда теневой флотилии застрахованы формально, а реально — с недостаточным покрытием, особенно по стандартам ведущих страховых рынков.
Эффект. Задержание и арест танкеров, штрафы – повышение издержек Кремля, увеличение рисков, снижение доходов.
Способ третий. Единая гражданско-военная система наблюдения
Сейчас за Балтикой ведётся военное наблюдение под командованием Германии, но гражданской координации не хватает. В Германии охраной побережья занимаются сразу несколько ведомств: таможня, федеральная полиция, морская администрация, министерство сельского хозяйства. Единой береговой охраны нет. Быстрая реакция невозможна.
Предложение. Создать единый координационный центр стран Балтийского региона с участием военных структур. Интегрировать в единую систему наблюдения спутниковые снимки, данные с беспилотников, данные радиолокации и подводной разведки, финансовые данные. Это позволит:
- отслеживать маневры судов,
- фиксировать отключение AIS (систем идентификации),
- осуществлять целевые досмотры и задержания.
Для Германии это означает создание береговой охраны с чёткими полномочиями, для балтийского региона — единый центр обмена данными с участием Швеции, Финляндии, стран Балтии, Польши, Дании и Германии, возможно, Норвегии.
Цель. Юридически обоснованные действия, которые могут устоять даже в Международном трибунале.
Эффект. Во-первых, предотвращение катастроф — как с судном Eventin, севшим на мель у Рюгена в январе. Во-вторых, повышение рисков, а значит, и издержек для теневой торговли нефтью и нефтепродуктами: каждое корыто будет помнить, что за ним следят.
Способ четвертый. Сдерживание
С января 2025 года Балтику патрулируют корабли НАТО, выполняющие миссию «Балтийский страж». Ее главная цель — защита подводных трубопроводов и кабелей после нескольких инцидентов с их обрывом. Можно расширить задачу патрулирования по образцу операции Aspides в Красном море. Задачей остается контроль свободы мореплавания, к которой относится и точное соблюдение международных правил.
Проблема. Россия может трактовать усиление западного присутствия на Балтике как эскалацию, а военные ресурсы стран НАТО на Балтике, в том числе и Германии, весьма ограничены.
Эффект. Мощный политический сигнал: Европа защищает свои морские пути и не потерпит теневых схем в стратегически важном регионе.
Способ пятый. Морская блокада
Наименее вероятный.
Блокада проливов между Данией и Швецией допустима только после официального объявления состояния обороны. В мирное время действует международное право на свободный проход. То есть: Германия и ее партнеры по НАТО должны официально признать оборонительное положение, чтобы начать военно-морскую блокаду.
Политик Родерих Кизеветтер (ХДС) признает: Балтика — настоящий фронт теневой войны России против Запада. Он считает допустимым – по праву на самооборону – повысить официальный уровень угрозы, исходящей от России, и вести операции против теневых судов. Но даже Кизеветтер подчеркивает: без широкой международной поддержки — в том числе от Коалиции доброй воли — реальная блокада Балтики невозможна.
Гораздо важнее жесткий контроль стандартов безопасности и страхования. При нарушении — законная остановка судна.
Эффект. Был бы радикальным, но способ выглядит неосуществимым.
Вывод
Теневая флотилия России — символ серой зоны войны. Ни санкции, в том числе ценовые, ни законная работа против флота сами по себе не способны радикально подорвать нефтяные доходы Кремля.
Годится только сочетание мер: давление на покупателей, жесткий контроль в балтийских проливах, гражданско-военное наблюдение за танкерами и военное присутствие — все это в совокупности увеличит издержки России издержки и снизит поступления от торговли сырьем.
Цель — не полная блокада Балтики, а освещение серой зоны. Более высокие риски, более высокие расходы, более медленные поставки — все это будет стоить Кремлю миллиарды евро и может сократить продолжительность войны, конца которой пока не видно.