Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на «The Moscow Times. Мнения» в Telegram

Подписаться

Позиция автора может не совпадать с позицией редакции The Moscow Times.

Как остановить российскую теневую флотилию в Балтийском море?

Больше давления на покупателей сырья или морская блокада — что можно сделать, чтобы помешать свободному движению танкеров с российской нефтью и нефтепродуктами, задается вопросом редактор отдела обороны и безопасности Neue Zürcher Zeitung Марко Зелигер. Перевели для вас его колонку.
Танкер Eventin с российской сырой нефтью находился в таком состоянии, что едва не стал причиной экологической катастрофы
Танкер Eventin с российской сырой нефтью находился в таком состоянии, что едва не стал причиной экологической катастрофы Vessel Finder

Несмотря на западные санкции, режим в Москве продолжает зарабатывать миллиарды евро на экспорте сырой нефти и нефтепродуктов. Кремль бесперебойно финансирует и агрессию против Украины, и перевооружение армии. Вот пять возможных мер, способных остановить хотя бы отчасти этот экспорт.

Введение

Конец августа. Танкер Bosca движется по западной части Балтийского моря между немецким островом Фемарн и датским Лолланд. Судно длиной почти 250 метров идет из российского порта Приморск. Оно глубоко сидит в воде — полностью загружено российской нефтью. За годы эксплуатации флаг корабля менялся уже пять раз. Сейчас Bosca ходит под флагом африканского государства Малави.

Bosca — одно из судов так называемой теневой флотилии — серой зоны мировой морской торговли. С начала вторжения в Украину такие танкеры обеспечивают поступление средств в военную казну Кремля. В среднем три подобных судна проходят ежедневно через Балтику — в основном с нефтью из Усть-Луги и Приморска, портов под Санкт-Петербургом.

Насколько важна для Запада остановка этой флотилии, видно по цифрам. По данным Федерального центра политического просвещения Германии, ежемесячно из российских портов выходит около 200 груженых теневых танкеров. Около 75% всех морских поставок нефти из России отправляются из Балтики и Чёрного моря. В месяц это 110–120 млн баррелей, что дает Кремлю порядка 15 млрд евро, или около 1,5 трлн рублей в год.

Для Запада это просто неприятный момент, а для Украины — вопрос жизни и смерти. Теневая флотилия делает западные санкции практически неэффективными. Поэтому пора, по крайней мере, усложнить ей работу — сделать перевозки более рискованными, медленными и дорогими.

Вот пять возможных способов.

Способ первый. Давление на покупателей и черные списки

Самое действенное средство находится не в море, а на суше — у покупателей нефти и у логистических сервисов, обеспечивающих перевозки.

Пока что Россия успешно экспортирует большие количества нефти в Индию, Китай и другие страны. Индия активно закупает дешёвую нефть — ей это выгодно, а для Москвы это источник выживания.

Противодействие. Запад может увязать поставки оружия, технологий и доступ к своим рынкам с четким условием: никакой нефти с танкеров, находящихся под санкциями!

Пример. Индия весьма заинтересована в военном сотрудничестве с Францией (истребители Rafale) и Германией (подлодки, артиллерийские боеприпасы). Это дает Парижу и Берлину рычаги давления.

Наиболее эффективными остаются американские санкции. Танкер, попавший в черный список Минфина США, становится изгоем: банки, покупатели, порты за работу с ним могут попасть под вторичные санкции и быть отрезанными от долларовой системы. Это риск, который мало кто готов взять на себя.

Сейчас под санкциями США находится свыше 200 танкеров, под санкциями Евросоюза – около полутораста танкеров, примерно столько же под санкциями Великобритании.

Рост давления привел к тому, что Россия вынуждена увеличивать и без того значительные скидки на нефть — из-за более высоких транспортных издержек и рисков.

Весной появились сообщения, что Дональд Трамп рассматривает возможность ослабления санкций, чтобы открыть путь к переговорам с Путиным. Пока, к счастью, конкретных действий Трамп не предпринял.

Дополнительная мера. Создание единого черного списка с названиями, IMO-номерами, флагами, страховщиками и фото судов. Эту базу можно интегрировать в системы контроля портов и береговой охраны.

Эффект. Сужение серой зоны. Чем больше судов будет остановлено, чем больше портов откажут им в приеме, чем больше банков заморозят платежи — тем выше будут издержки Кремля, тем меньше доходы, тем меньше возможности продолжать войну.

Способ второй. Задержание ржавых танкеров

Ограничить проход судна можно лишь в исключительных случаях — например, при риске экологической катастрофы. Но у стран балтийского региона есть рычаг: страхование.

С конца 2024 года балтийские и северные страны проверяют наличие страхового покрытия у танкеров. В декабре 2024 года Финляндия остановила танкер Eagle S, в апреле 2025 года — Kiwala был остановлен в Эстонии.

Можно ввести обязательное требование: при входе в Балтику со стороны Северного моря — предъявление действующей страховки, покрывающей убытки при авариях.

Проблема. Многие суда теневой флотилии застрахованы формально, а реально — с недостаточным покрытием, особенно по стандартам ведущих страховых рынков.

Эффект. Задержание и арест танкеров, штрафы – повышение издержек Кремля, увеличение рисков, снижение доходов.

Способ третий. Единая гражданско-военная система наблюдения

Сейчас за Балтикой ведётся военное наблюдение под командованием Германии, но гражданской координации не хватает. В Германии охраной побережья занимаются сразу несколько ведомств: таможня, федеральная полиция, морская администрация, министерство сельского хозяйства. Единой береговой охраны нет. Быстрая реакция невозможна.

Предложение. Создать единый координационный центр стран Балтийского региона с участием военных структур. Интегрировать в единую систему наблюдения спутниковые снимки, данные с беспилотников, данные радиолокации и подводной разведки, финансовые данные. Это позволит:

  • отслеживать маневры судов,
  • фиксировать отключение AIS (систем идентификации),
  • осуществлять целевые досмотры и задержания.

Для Германии это означает создание береговой охраны с чёткими полномочиями, для балтийского региона — единый центр обмена данными с участием Швеции, Финляндии, стран Балтии, Польши, Дании и Германии, возможно, Норвегии.

Цель. Юридически обоснованные действия, которые могут устоять даже в Международном трибунале.

Эффект. Во-первых, предотвращение катастроф — как с судном Eventin, севшим на мель у Рюгена в январе. Во-вторых, повышение рисков, а значит, и издержек для теневой торговли нефтью и нефтепродуктами: каждое корыто будет помнить, что за ним следят.

Способ четвертый. Сдерживание

С января 2025 года Балтику патрулируют корабли НАТО, выполняющие миссию «Балтийский страж». Ее главная цель — защита подводных трубопроводов и кабелей после нескольких инцидентов с их обрывом. Можно расширить задачу патрулирования по образцу операции Aspides в Красном море. Задачей остается контроль свободы мореплавания, к которой относится и точное соблюдение международных правил.

Проблема. Россия может трактовать усиление западного присутствия на Балтике как эскалацию, а военные ресурсы стран НАТО на Балтике, в том числе и Германии, весьма ограничены.

Эффект. Мощный политический сигнал: Европа защищает свои морские пути и не потерпит теневых схем в стратегически важном регионе.

Способ пятый. Морская блокада

Наименее вероятный.

Блокада проливов между Данией и Швецией допустима только после официального объявления состояния обороны. В мирное время действует международное право на свободный проход. То есть: Германия и ее партнеры по НАТО должны официально признать оборонительное положение, чтобы начать военно-морскую блокаду.

Политик Родерих Кизеветтер (ХДС) признает: Балтика — настоящий фронт теневой войны России против Запада. Он считает допустимым – по праву на самооборону – повысить официальный уровень угрозы, исходящей от России, и вести операции против теневых судов. Но даже Кизеветтер подчеркивает: без широкой международной поддержки — в том числе от Коалиции доброй воли — реальная блокада Балтики невозможна.

Гораздо важнее жесткий контроль стандартов безопасности и страхования. При нарушении — законная остановка судна.

Эффект. Был бы радикальным, но способ выглядит неосуществимым.

Вывод

Теневая флотилия России — символ серой зоны войны. Ни санкции, в том числе ценовые, ни законная работа против флота сами по себе не способны радикально подорвать нефтяные доходы Кремля.

Годится только сочетание мер: давление на покупателей, жесткий контроль в балтийских проливах, гражданско-военное наблюдение за танкерами и военное присутствие — все это в совокупности увеличит издержки России издержки и снизит поступления от торговли сырьем.

Цель — не полная блокада Балтики, а освещение серой зоны. Более высокие риски, более высокие расходы, более медленные поставки — все это будет стоить Кремлю миллиарды евро и может сократить продолжительность войны, конца которой пока не видно.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку