Гособвинитель по делу подмосковного физика Артема Хорошилова Мадина Долгиева заявила в суде, что высокий интеллект подсудимого «усугубляет его вину». «Он, обладая высоким интеллектуальным потенциалом, сознательно и целенаправленно направил свои знания и навыки на продажу безопасности собственной страны, действуя не по незнанию, а исходя из глубоких и устойчивых антигосударственных убеждений», — заявила Долгиева на заседании суда (цитата по T-invariant). При этом она отметила наличие у Хорошилова высшего образования, ученой степени и положительных характеристик с места работы.
Хорошилов работал научным сотрудником Института общей физики РАН. О его задержании ТАСС сообщил в феврале 2024 года, однако, согласно открытым судебным данным, фактический арест произошел еще в середине декабря 2023-го. ФСБ характеризует ученого как «хакера», действовавшего по указанию украинских спецслужб, однако коллеги Хорошилова ставят эту версию под сомнение. Один из них в беседе с T-invariant заявил, что физик «едва умел программировать».
Следствие также вменяет ученому переводы около 700 тыс. рублей украинским благотворительным фондам после начала полномасштабной войны. Еще один эпизод касается статьи о «подготовке диверсии» (281 УК). По версии обвинения, в мае 2022 года он сфотографировал участок железной дороги в Ногинске рядом с оборонным предприятием «для выбора места установки взрывного устройства», а в августе в мессенджере «выразил готовность совершить диверсию» и приобрел компоненты для бомбы, «используя полученное образование». Ему также инкриминируют «незаконное изготовление оружия» (223 УК).
Согласно материалам дела, «диверсия» была пресечена 25 января 2023 года, когда у Хорошилова якобы изъяли взрывчатку. Почему между этой датой и фактическим арестом прошел почти год, в суде не пояснили.
В середине ноября прокуратура запросила для Хорошилова 25 лет лишения свободы по обвинению в «государственной измене». Сам физик признает лишь переводы украинским гуманитарным фондам, отвергая остальные обвинения.