(Технический повтор)
МОСКВА, 27 янв (Рейтер) - Российские банки, пережившие весной 2022 года шок от масштабных западных санкций и оттока вкладчиков, смогли компенсировать полученный в первом полугодии убыток в 1,5 триллиона рублей и по итогам года получить небольшую прибыль – 203 миллиарда рублей, свидетельствуют данные ЦБР.
Это на порядок меньше, чем они заработали за 2021 год - 2,36 триллиона рублей.
Банки со второго полугодия 2022 года стали постепенно восстанавливать основные доходы на фоне снижения ставок и роста бизнеса.
В декабре 2022 года, по данным ЦБР, банки заработали прибыль в размере 342 миллиарда рублей, в том числе за счет валютной переоценки от ослабления рубля.
Резервные отчисления банков в 2022 году выросли до 2,5 триллиона рублей, что почти в пять раз выше, чем в 2021 году.
«В дальнейшем отчисления в резервы могут еще вырасти, но это будет происходить постепенно – не все кредитные потери еще успели вызреть», - говорится в обзоре ЦБР.
По данным регулятора, не все банки смогли полностью отыграть потери кризисного года, отдельные игроки завершили год со значительными убытками. В конце 2022 года число убыточных банков составляло 104, в то время как в середине года таких банков было 130.
Корпоративный кредитный портфель в декабре вырос на значительные 1,2 триллиона рублей или на 2,1% после 1,0% в ноябре, существенная часть прироста пришлась на нефтегазовые, горнодобывающие и телекоммуникационные компании.
В целом за 2022 год корпоративные кредиты выросли на 14,3%, что значительно превышает показатель за 2021 год (+11,7%).
Активный рост портфеля ЦБР связал с господдержкой кредитования системообразующих предприятий (всего за 2022 год таких кредитов выдано на сумму свыше 1,5 триллиона рублей), наращиванием проектного финансирования жилищного строительства, замещением внешнего финансирования внутренним.
Регулятор видит, что идет активная девалютизация портфеля в основном за счет конвертации в рубли ранее выданных валютных кредитов. За 2022 год кредиты в валюте сократились на 18,2%, или на $30,2 миллиарда.
По итогам 2022 года рост ипотечного портфеля составил 20,4%, это на треть ниже прироста за 2021 год (+31%). По предварительным данным, ипотека в декабре выросла на 3,3%.
Потребительские кредиты, по предварительным данным, в декабре выросли лишь на 0,1% после 1,0% в ноябре. Годовой темп роста потребительского кредитования составил около 3%, что гораздо ниже результатов 2021 года (более 20%).
ЦБР связал стагнацию потребкредитования с весенней «просадкой», когда на фоне начала военной спецоперации России в Украине кредитование упало на 3,7% суммарно за период с марта по май.
Показатели качества большинства категорий кредитов за 2022 год не снизились, указал ЦБ. Доля неработающих кредитов (NPL 90+) в ипотеке оставалась на минимальном уровне 0,7%, а в сегменте необеспеченных потребительских кредитов – выросла до 8,8 с 7,7%.
На показатели кредитного качества влияют временные регуляторные послабления по резервированию заемщиков, пострадавших из-за санкций. Эффект от них на капитал ЦБР оценивает в величине до 1 процентного пункта (без учета рассрочки по резервированию заблокированных активов).
«По мере вызревания проблем и отмены послаблений кредитное качество может ухудшиться и банкам потребуется досоздать резервы», - сообщил ЦБ.
Регулятор сообщил о притоке в декабре средств населения в банке, они выросли на рекордные 2,5 триллиона рублей (+7,6%) только за счет увеличения рублевых остатков.
В результате годовой прирост средств физлиц составил 6,9%, что выше, чем в 2021 году (+5,7%).
Декабрьский прирост связан с авансированием пенсий и выплатой пособий: в конце 2022 года было выделено почти 1,5 триллиона рублей на предоставление пенсий и социальных выплат гражданам (в том числе за январь 2023 года).
ЦБР сообщил, что запас рублевой ликвидности у банков в целом оценивается как адекватный текущей структуре фондирования, но он распределен среди банков неравномерно. Общий объем рублевых ликвидных активов на конец 2022 года составил около 18,9 триллиона рублей – этого достаточно для покрытия 26% клиентских средств в рублях и 58% средств физических лиц.
Запас валютной ликвидности покрывает 59% средств клиентов и 55% валютных обязательств, по данным ЦБ. (Елена Фабричная. Редактор Марина Боброва)