Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Чиновники РФ готовы сокращать бюджетные расходы, но разошлись в оценке повышения налогов

Финансовые и экономические власти России в четверг попытались ответить на вопрос, что делать с федеральной казной в условиях падения доходов и роста расходов на фоне «спецоперации» Москвы в Украине и западных санкций, выбирая из трех путей - сокращения трат, повышения налогов и большой приватизации.

Не упоминая причину, из-за которой бюджет испытывает проблемы, высокопоставленные чиновники сошлись в неизбежности сокращения расходов, но в налоговом вопросе консенсуса не достигли, оставив больше неопределенности.

Растущие военные расходы на фоне «спецоперации» Москвы в Украине и расширяющиеся западные санкции, сокращающие доходы России от поставок энергоносителей, вынуждают власти искать решения, за счет которых можно профинансировать раздувающийся дефицит бюджета. Он по итогам пяти месяцев 2023 года составил 3,41 триллиона рублей, или 117% годового плана.

Собравшись в четверг на традиционную сессию в рамках Петербургского форума, посвященную перспективам российской экономики, руководители Минфина, Минэкономразвития, ЦБР и экономического блока Кремля говорили о секвестре бюджета и обсуждали варианты, как лучше сократить траты.

Тему поднял министр экономики Максим Решетников. По его словам, в условиях жестких бюджетных ограничений конкуренция за государственные ресурсы будет возрастать и властям нужно в ближайшие месяцы определится с приоритетами.

«Нам придется приоритизировать бюджетные расходы. А приоритеты - это не только, что мы делаем. Это еще и ответ на вопрос, что мы не делаем. И это вопрос ближайших месяцев, когда нам придется честно сказать, какие отрасли могут и должны развиваться самостоятельно», - сказал Решетников, задав тон дискуссии.

Тему неэффективных госрасходов подхватил министр финансов Антон Силуанов, по словам которого, «есть много чего трансформировать».

«У нас очень много таких трат, которые 100 лет не пересматривались. Они сидят у нас в голове, что это незыблемо. Ничего сейчас незыблемого нет. Все это нужно заново пересмотреть, это большой ресурс», - сказал он.

В качестве неэффективных бюджетных расходов он привел в пример субсидии госкомпаниям.

«Мы вроде все правильные слова говорим, а действуем по старинке. Например, решаем задачу - технологическая трансформация. Значит надо денег бюджетных. И вот мы даем деньги на создание мощностей производственных, станки покупаем... Предприятие начинает работать, и покупаем сами же у него продукцию за бюджетные деньги. Платим дважды. К сожалению, у нас у всех такая парадигма в головах сидит, наверное еще с советского времени», - посетовал глава Минфина.

По его словам, власти раздувают госсектор, а не стимулируют спрос и бизнес создавать производства.

«Нужно менять эту логику. Государство должно спрос создавать, а станки делать - бизнес. И тогда будет меньше доля государства в экономике».

«Сейчас, когда мы видим элементы перегрева экономики, увеличивать бюджетный стимул, расходы, дефицит - это как масло в огонь подкидывать. Это инфляция, (высокие) ставки, этого нельзя допустить», - заключил Силуанов.

Правительство должно изменить структуру бюджетных расходов, согласился помощник президента РФ по экономическим вопросам Максим Орешкин.

«Действительно, самое время отказаться от расходов, которые неэффективны, не помогают структурной трансформации и избыточны, не повышают конкуренцию», - сказал Орешкин.

Глава Банка России Эльвира Набиуллина считает, что «нужна жесткая работа по приоритизации расходов, мы не можем всё и вся финансировать».

«Мы путаем активность государства в условиях кризиса, которая должна быть, с тем, что мы хотим постоянно управлять экономикой. И вот этот соблазн управлять структурной перестройкой экономики может привести к тому, что мы подавим частную инициативу, я уже не говорю о риске реставрации плановой экономики... Государство достаточно у себя сконцентрировало право принимать решения, какое производство и какие проекты нужно развивать и куда направлять финансовые ресурсы вместо частной инициативы. На мой взгляд, это большой риск», - сказала Набиуллина.

«Мы же это проходили: если бюджетные расходы на производство и проекты растут масштабно, тогда предприниматель думает, что гораздо эффективнее добежать и получить льготы, чем проявить себя в конкуренции и повышать производительность. И это означает не отбор самых эффективных», - указала она.

Решетников описал два пути сокращения расходов.

«Есть прямой и жесткий путь, в который мы обычно не ходим - определиться с теми программами, которые нужно закрыть, и перераспределить деньги. И есть путь »Или желаете помучиться?«, когда мы просто все режем пропорционально, а потом на приоритеты добавляем. И то, и другое - это приоритизация, просто разные несколько процессы с разными эффектами», - сказал Решетников, предположив, что в конечном итоге правительство выберет гибридный вариант.

Набиуллина предостерегла правительство от фронтального сокращения всех расходов:

«Это мы нигде не достигнем результата, а деньги будут потрачены. Хоть этот вариант и самый безболезненный - вроде никого не обидели, но самый худший с экономической точки зрения».

Модератор сессии, глава бюджетного комитета Думы Андрей Макаров, кажется, не очень поверил в сокращение расходов, назвав вполне вероятным достижение дефицита бюджета в 2023 году отметки в 5,5-6,0 триллионов рублей вместо обещанных 3 триллионов рублей и пытаясь добиться у участников дискуссии ответа, откуда брать деньги.

Если властям не удастся сократить расходы, тогда придется повышать налоги, предупредила Набиуллина: «надо решиться либо на то, либо на другое, иначе не бывает».

НАЛОГИ

Заявив, что Минфин не видит серьезных проблем с доходами бюджета и рассчитывает выполнить план в 2023 году как в части ненефтегазовых, так и падающих нефтегазовых доходов. Силуанов в то же время сказал, что министерство продолжит и дальше предпринимать шаги по изъятию природной и экономической ренты у бизнеса.

«Приняли решение по более справедливому счету НДПИ на нефть, потому что у нас большие дисконты наши нефтяники предлагали, оказывается это не всегда так... Договорились с бизнесом, что он поможет с точки зрения своего вклада в общую ситуацию - речь идет о сверхдоходах, это как бы экономическая рента. Дальше тоже будем двигаться в этом направлении», - сказал глава Минфина, не став вдаваться в детали.

В начале года на фоне раздувающегося дефицита бюджета власти объявили о желании собрать с крупного бизнеса 300 миллиардов рублей в виде разового платежа. Поправки в Налоговый кодекс о дополнительном сборе с бизнеса вступят в силу с 2024 года, однако Минфин ждет поступлений уже в конце этого года, предусмотрев льготу для тех, кто заплатит досрочно.

В свою очередь глава Минэкономразвития Максим Решетников и помощник президента РФ Максим Орешкин назвали контрпродуктивным для экономики увеличение налоговой нагрузки на бизнес.

«Любое увеличение налоговой нагрузки на бизнес сейчас подорвет инвестиции. Это будет прямой вычет из экономического роста», - сказал Решетников.

«Мы доходов от замедления экономики потеряем больше, чем гипотетически выигрыш от повышения налогов на бизнес», - добавил Орешкин.

Позднее выступая на налоговой сессии замминистра финансов Алексей Сазанов с сожалением констатировал, что в условиях бюджетного дефицита налоговая политика становится производной компонентой от бюджета.

«Во многом те (налоговые) решения, которые будут приниматься на перспективу будут зависеть от того, какой будет дефицит бюджета, какие будут источники его финансирования», - сказал Сазанов.

«Если будет определено, что налоги будут также являться одним из источников финансирования дефицита бюджета, то, конечно, налоговых изменений не избежать», - сказал он, добавив, что детали этих изменений будут определены при подготовке нового проекта бюджета, который должен появиться к осени.

ПРИВАТИЗАЦИЯ

В отличие от налоговых вопросов, в части приватизации все были едины, однако не совсем в том виде, на который рассчитывал глава второго по величине госбанка ВТБ Андрей Костин, выступивший с идеей массовой распродажи российских активов.

В апреле Костин предложил перезапустить пострадавшую от санкций после начала «спецоперации» в Украине российскую экономику за счет нового этапа масштабной приватизации. Госбанкир считает, что власти могли бы предложить инвесторам неконтрольные пакеты акций крупных госкомпаний, приведя в пример Транснефть, РЖД, Почту России, а также компании в структуре крупных госкорпораций, таких как Ростелеком, Ростех и Росатом.

«Приватизацию надо рассматривать с точки зрения как раз структурных изменений, потому что мы видим, что действительно у государства достаточно много активов, которые должным образом не используются и которые, если мы предоставим бизнесу возможность туда инвестировать, создают то самое новое предложение», - сказал Решетников.

«Конечно нужно приватизировать. И у нас есть что приватизировать без ущерба стратегическим интересам. Потому что иногда говорят, что не надо приватизировать, потому что какие-то стратегические задачи не выполним. У нас есть возможность это сделать, и вопрос здесь не только доходов бюджета, это не первая задача, а вопрос действительно развития частной инициативы, частного бизнеса», - сказала Набиуллина.

Орешкин поддержал перезапуск приватизации, но по рецепту главы Центробанка, а не Костина.

«Не масштабная приватизация, а ровно в том виде, в котором говорила Эльвира Сахипзадовна: выход из неэффективно используемых государством активов с пользой и выгодой для государства», - сказал помощник президента.

Отвечающий за приватизацию в правительстве Силуанов не стал конкретизировать свою точку зрения.

Замминистра финансов РФ Алексей Моисеев месяц назад говорил, что после ухода иностранных инвесторов из-за «спецоперации» России в Украине прежде чем запускать большую приватизацию надо сначала сформировать рынок внутренних инвесторов для избежания повторения ситуации «залоговых аукционов». По словам Моисеева, вопрос о возобновлении крупной приватизации в практическом смысле не стоит на повестке. 

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку