Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на «The Moscow Times. Мнения» в Telegram

Подписаться

Позиция автора может не совпадать с позицией редакции The Moscow Times.

Восемь месяцев блокады Карабаха: принять поражение или найти подкрепление

В августе ситуация в Карабахе пришла в движение. Ситуацию в Лачинском коридоре рассмотрел Совбез ООН, о ней вновь стали писать и говорить, а некоторые зарубежные чиновники и политики поспешили отправиться поближе к зоне конфликта. Проблема, кажется, выходит на новый уровень, и делать символические шаги вместо реальных будет уже невозможно.
Коридор, но перегороженный: Азербайджан не дает свободно использовать Лачинский коридор
Коридор, но перегороженный: Азербайджан не дает свободно использовать Лачинский коридор Снимок экрана

Еще недавно разговоры о ситуации в Карабахе начинались с тезиса о том, что трагедия целого региона с населением в более чем 100 тысяч жителей остается незамеченной мировым сообществом. Но кризис, начавшийся еще в декабре 2022 года, вряд ли мог оставаться в центре внимания все восемь месяцев.

Установка в Лачинском коридоре азербайджанского КПП, заявления Алиева и Пашиняна о подготовке мирного договора, признание Арменией территориальной целостности Азербайджана — вот те инфоповоды, за которые хоть как-то мог зацепиться читатель, не слишком глубоко погруженный в контекст.

Но все это было лишь трещинами на камне, который положили под гидравлический пресс. Теперь камень, кажется, готов окончательно расколоться — если не произойдет что-то невероятное. Но именно на это невероятное сейчас рассчитывают армяне.

Нет пространства для полумер

Власти Азербайджана сразу после Второй карабахской войны дали понять, что главный их приоритет — пусть медленное, но неукоснительное продвижение в сторону установления полного контроля над регионом. Да, вернув под свой контроль огромные территории вокруг бывшего Нагорно-Карабахского автономного округа, вернув Шушу, они могли бы ближайшие лет 15 показывать по телевизору одни только стройки, перерезания ленточек и выдачи ключей жителям Физули, Агдама и других населенных пунктов, которые приходится буквально строить с нуля. Но это, как полагают в Баку, означало бы упустить исторический шанс реинтегрировать Нагорный Карабах.

Карабахское урегулирование все это время выглядело как планомерное закручивание гаек со стороны Баку — и попытки Еревана и особенно Степанакерта как-то выживать в новых условиях. Армянской стороне в ходе переговоров не удалось добиться буквально ни одной зримой и осязаемой уступки. Таковой могли бы быть закрепленные на бумаге гарантии безопасности для армянского населения, разработка хоть какой-то дорожной карты общего будущего или по крайней мере отказ от агрессивной риторики. Но Баку выбрал бескомпромиссный сценарий, построенный на полной неопределенности и страхе: армянам Карабаха предлагается пойти на сделку с врагом буквально с закрытыми глазами.

Отказываясь соглашаться на это не слишком заманчивое предложение, но не имея возможности улучшить свое положение, армяне выбрали буквально единственную возможную тактику — делать символические шаги, а на деле пытаться все же создать новый статус-кво — хуже прошлого, но позволяющий сохранить некоторое самоуправление. Одним из таких символических шагов стало заявление Никола Пашиняна, что его цель — сохранить только 29 800 квадратных километров территории Армении, в то время как все остальное — не его зона ответственности. Как я тогда писал, армянское общество отреагировало на это заявление спокойно, но именно потому, что тогда это были только слова. Теперь же дошло и до дел.

С середины декабря, когда дорогу через Лачинский коридор перекрыли азербайджанские «экоактивисты», армянскую часть Карабаха удавалось снабжать разными способами. В первую очередь — за счет гуманитарной помощи от Международного комитета Красного Креста (последний раз она попала в регион 14 июня), очень короткое время весной — тайными рейсами по тропам через горы, а по многим свидетельствам — еще и контрабандой по основной дороге. Однако к лету азербайджанцам удалось пресечь буквально каждый из этих путей и предложить вместо этого свой вариант — снабжение со стороны Азербайджана.

Почему это так важно азербайджанской стороне, лучше всего понятно из комментария помощника президента страны Хикмета Гаджиева европейской редакции Politico. «Почему армяне отказываются использовать агдамскую дорогу, — задает он риторический вопрос и сам же отвечает. — Потому что они не добиваются реинтеграции — они добиваются сепаратизма и ирредентизма, они хотели бы сохранить свой незаконный марионеточный режим на территории Азербайджана».

Если убрать из этой цитаты оценочные суждения, то в ней не к чему придраться. Армяне действительно пытаются сохранить то, что они называют Республикой Арцах, а цель Азербайджана — заставить жителей Карабаха интегрироваться в их экономическую систему. За гуманитарной помощью наверняка последуют первые товарные партии, а затем придет пора коммунальных услуг. Проблемы с газопроводом, следующим из Армении в Степанакерт, начались еще год назад, и этой зимой в трубу почти наверняка будет сделана врезка со стороны Шуши. Неделю назад власти Карабаха сообщили о повреждении оптоволоконного кабеля, а следующим шагом почти наверняка будет электроснабжение. Поначалу, конечно, местные жители будут отказываться оплачивать эти услуги, но если альтернативы не будет, рано или поздно кто-то пойдет на уступки.

И с этого момента заработает круговорот бумажек, связывающих человека с новой страной: договоры с банком и поставщиками услуг, налоговый номер, а для некоторых — подтверждение права на льготы и субсидии. Когда в Баку поймут, что армянам деваться уже некуда, они наверняка начнут действовать не только кнутом, но и пряником.

Пока что армяне Карабаха изо всех сил пытаются удержать прежнюю реальность — в которой в Армению правдами или неправдами все же можно проехать. Если она будет упущена навсегда, особенного пространства для полумер и компромиссных решений уже не будет — придется или интегрироваться, или уезжать. Кстати, доказывая отсутствие блокады, азербайджанские телеканалы постоянно показывают кадры с КПП на Лачинской дороге. Правда, люди на них всегда следуют в одном направлении — в сторону Армении.

На высоком дипломатическом уровне

Первый арест в Лачинском коридоре армянина, подозреваемого в военных преступлениях в 1990-е, а также планомерное ухудшение гуманитарной ситуации в регионе заставило армян в августе совершить новый рывок на дипломатический арене. Они созвали заседание Совбеза ООН, которое, впрочем, не привело ни к резолюции, ни даже к заявлению. Можно сказать, что мировые державы позволили просто обновить списки друзей Армении и друзей Азербайджана: если представители Франции и США высказались за разблокировку Лачинского коридора, то Бразилия, Албания и Россия поддержали запуск движения через Агдам как равноценной альтернативы. Позиция Москвы состоит именно в этом — сначала пустить грузы из Агдама, а затем нормализовать проход через КПП в Лачине, писал «Коммерсантъ», и, по всей видимости, это и есть максимально допустимый компромисс со стороны Баку.

Вполне ощутимым эффектом от заседания Совбеза ООН можно назвать явно возросший интерес к теме блокады Карабаха. За последнюю неделю об этом вновь написали очень многие СМИ, а видные дипломаты, например представитель председателя ОБСЕ Анджей Каспршик, решили лично посетить регион. Каждая из таких новостей дает армянам призрачную надежду, что Азербайджан вот-вот сдастся под давлением мирового осуждения и разблокирует дорогу.

Но практика показывает, что эта не так. Хотя Каспршик планировал лично проехаться по Лачинскому коридору, в Баку над ним откровенно посмеялись. Министру иностранных дел Бельгии Хадже Лябиб повезло немногим больше: азербайджанский министр Джейхун Байрамов с ней еще встретился, а вот Ильхам Алиев отказался «из-за ее проармянской позиции».

Как сообщает Le Figaro, скоро армянская сторона может получить еще одну сильную карту — резолюцию для Совбеза ООН, которую подготовит Франция. Но и это может закончиться ничем — что бы ни написали французы в тексте, Россия может ветировать ее просто из принципа. А если и нет, то документ все равно вряд ли наберет 9 необходимых голосов «за».

В Армении, конечно, осознают свои не слишком завидные перспективы, но все еще полагаются на несколько сценариев. Как полагает глава Центра политических и экономических исследований Армении Бениамин Погосян, Ереван может отозвать свое заявление о признании территориальной целостности Азербайджана, включая Карабах, и после этого либо попробовать деблокировать Лачинский коридор силой (что, вероятнее всего, приведет к новой полномасштабной войне), либо организовать снабжение региона во воздуху — посредством дронов. О применении обычной авиации эксперт даже не упоминает — военное господство Азербайджана в воздухе не позволяло использовать самолеты даже во время Второй карабахской войны.

«Азербайджан может использовать ПВО, чтобы сбивать дроны, доставляющие продукты в Степанакерт. Однако сбить все из них будет непросто, и это серьезно навредит глобальному имиджу Азербайджана, мгновенно обратив международное внимание на ситуацию вокруг Арцаха», — пишет Погосян. Какие именно дроны он предлагает использовать для переброски через горы достаточного количества грузов, эксперт не уточнил.

Если же признание территориальной целостности Азербайджана не отозвать, то требовать разблокировки дороги через Лачин и отказываться от Агдамского маршрута, по словам Погосяна, будет сложнее. В таком случае Ереван должен по крайней мере начать переговоры с Азербайджаном и международными игроками, такими как Россия, ЕС и США, об условиях использования дороги Агдам – Степанакерт и о возможности одновременных поставок в Арцах из Армении по Бердзорскому коридору (Бердзор — армянское название Лачина) и из Азербайджана через Агдам. Правда, Баку уже давно заверил, что не будет обсуждать с Ереваном никакие вопросы, связанные с Карабахом.

Но даже с прямыми переговорами между Азербайджаном и армянами Карабаха (такая формулировка подчеркивает, что о переговорах с госструктурами Арцаха речь не идет, хотя участники переговоров — именно чиновники разного уровня), на которые в Баку согласны, все очень непросто. Проведя несколько встреч при посредничестве российских миротворцев, теперь азербайджанцы настаивают, чтобы новая встреча прошла под их полным контролем — в Барде, Евлахе или другом городе на востоке страны.

Степанакерт этого шага под любым предлогом избегает, настаивая на многостороннем формате. Здесь играют роль и вопросы безопасности (даже если арест делегатов маловероятен, то встреча с какими-нибудь «патриотическими активистами» — вполне), и повестка переговоров. Единственное, что Азербайджан будет готов обсуждать, — условия ликвидации государственности непризнанной республики.

Ожидать, что чиновники из Степанакерта будут способствовать этому процессу, весьма странно. Пока что у них сохраняется надежда, что, если просто игнорировать процесс, можно дождаться какой-то помощи извне — от западных институтов, вполне обоснованно критикующих Азербайджан за жестокость. Но, по всей видимости, и сочувственная редакционная колонка в The Washington Post, и доклад бывшего генерального прокурора Международного уголовного суда Окампо — это максимум, к чему могут привести усилия в информационном поле. Ни правовых оснований, ни даже политических мотивов, чтобы действовать более решительно, у международных партнеров попросту нет.

«Мы говорим об ответственности глобальных акторов в предотвращении геноцида»

Интервью министра иностранных дел Республики Арцах Сергея Газаряна

– Допускаете ли вы, что усилия Степанакерта и Еревана на дипломатическом уровне могут заставить Баку убрать КПП в Лачинском районе? Какие инструменты для этого есть? Верите ли вы, что в Баку подчинятся каким-либо требованиям без силового принуждения?

Параметры и режим функционирования Лачинского коридора определены Трехсторонним заявлением от 9 ноября 2020 года, в соответствии с 6 пунктом которого зафиксировано беспрепятственное сухопутное сообщение между Республикой Арцах и Республикой Армения. Контроль над Лачинским коридором должен осуществляться исключительно российским миротворческим контингентом. Однако следует подчеркнуть, что позиция и действия азербайджанской стороны полностью противоречат как духу, так и букве упомянутого выше Трехстороннего заявления. В связи с этим актуальной задачей становится обеспечение строгого и беспрекословного соблюдения Азербайджаном всех достигнутых договоренностей в рамках Трехстороннего заявления, в том числе по Лачинскому коридору. Для достижения этой цели необходимо объединение усилий не только Степанакерта и Еревана, но также тех участников Трехстороннего заявления, которые действительно заинтересованы в обеспечении стабильности и соблюдении установленных обязательств.

Кроме того, международные акторы, приветствовавшие Трехстороннее заявление и в настоящее время рассматривающие его в качестве краеугольного камня нынешней архитектуры безопасности в регионе, также должны внести свою лепту в обеспечение стабильности региона.

Трехстороннее заявление, подписанное 9 ноября 2020 года, не предполагает какого-либo присутствия Азербайджана в Лачинском коридоре, не говоря уже об осуществлении им каких-либо контрольных функций. Эта точка зрения была подтверждена  министром иностранных дел Российской Федерации 28 февраля 2023 года, который по итогам встречи со своим азербайджанским коллегой со всей определенностью подчеркнул, что создание контрольно-пропускных пунктов в Лачинском коридоре Трехсторонним заявлением не предусмотрено. Юридически обязательные решения Международного суда ООН подтверждают обязанность Азербайджана «обеспечить беспрепятственное движение людей, транспортных средств и грузов по Лачинскому коридору в обоих направлениях», что исключает наличие контрольно-пропускного пункта в Лачинском коридоре.

С момента закрытия Лачинского коридора – сначала под предлогом «экопротеста», а затем установлением 23 апреля в одностороннем порядке контрольно-пропускного пункта в нарушение Трехстороннего заявления – Азербайджан последовательно пытается разорвать существующие естественные глубокие связи народа Арцаха с Арменией, лишить его идентичности, самодостаточности и возможности для развития. Азербайджан планомерно и систематически создает невыносимые условия жизни в Арцахе, чтобы принудить народ Арцаха принять его ультимативные условия.

Блокирование Лачинского коридора и навязывание народу Арцаха позиции Азербайджана путем голода и принуждения являются частью геноцидальной политики официального Баку. Следовательно, мы говорим об ответственности международного сообщества и, в первую очередь, глобальных акторов за предотвращение преступления геноцида и исходим из того, что данные государства и организации обладают соответствующим ресурсом и инструментарием для предотвращения подобного преступления против человечности. Мы надеемся, что ими будет задействован весь спектр возможностей во избежание катастрофических последствий.

Хочу еще раз подчеркнуть, что предотвращение геноцида является не только правом, но и обязательством всех членов международного сообщества. 

– Существует ли в Степанакерте некая группа чиновников, ответственная за ведение переговоров с азербайджанской стороной?

С момента окончания в 2020 году боевых действий при посредничестве РФ периодически проводились встречи между арцахской и азербайджанской сторонами, в ходе которых обсуждался ряд технических и гуманитарных вопросов, в том числе по восстановлению жизненно важной инфраструктуры.

Что касается обсуждения политических вопросов, в том числе связанных с всеобъемлющим урегулированием азербайджано-карабахского конфликта, то мы всегда подчеркивали необходимость согласованного международного формата, в рамках которого можно будет приступить к  поиску взаимоприемлемых, сбалансированных решений, которые обеспечат прочный, справедливый и достойный мир.

МИД Республики Арцах в сотрудничестве с другими уполномоченными структурами страны вырабатывает и представляет на рассмотрение Президента Республики соответствующие предложения, рекомендации и позицию по переговорному процессу.

Кроме того, по ключевым вопросам проходят также обсуждения с участием различных политических сил и ответственных лиц, после чего принимаются соответствующие решения.

– Каковы красные линии руководства Арцаха в этих переговорах? Ваше ведомство уже отметило, что встречи на территории Азербайджана без присутствия третьей стороны для вас неприемлемы. А что насчет повестки переговоров? Что вы готовы, а что не готовы обсуждать?

Народ и власти Арцаха знают цену мира и цену войны лучше, чем кто-либо другой. Мы готовы обсудить весь комплекс сложных и болезненных вопросов при условии, что ход и результат переговоров не должен быть предрешен. А учитывая, что  с азербайджанской стороны имеются многочисленные нарушения как индивидуальных, так и коллективных прав народа Арцаха, должны быть определены четкие международные гарантии для реализации прав народа Арцаха, включая право на самоопределение.

– Как вы воспринимаете предложения Самвела Бабаяна, бывшего министра обороны Арцаха, который настаивает на собственном видении переговоров?

В процессе разработки позиций и решений власти Республики Арцах всегда принимают во внимание также предложения и точки зрения различных политических сил и общественных деятелей. Президент Республики неоднократно и публично заявлял о том, что если у кого-то из политических сил и иных деятелей есть предложения и видение пути выхода из сложившейся сложной ситуации, то власти открыты к обсуждению всех разумных предложений в рамках конструктивного сотрудничества для достижения общих целей государства и народа.

– Приемлемо ли для вас в принципе использование такого термина, как «интеграция армян Карабаха», который использует Азербайджан?

В первую очередь необходимо отметить, что Азербайджан использует термин «интеграция» в качестве ширмы, за которой скрывается реализуемая сейчас политика насильственного подчинения народа Арцаха с последующим его изгнанием со своей исторической родины. Поэтому оценка терминов невозможна без учета тех целей, для которых они используются.

Мы считаем, что правильнее говорить о поиске взаимоприемлемых и сбалансированных формулировок, которые будут направлены на выработку прочных и справедливых решений и будут служить интересам мира.

 

«Армяне и их покровители сами виновны в той ситуации, в которой оказались»

Интервью Фархада Мамедова, директора бакинского Центра исследований Южного Кавказа

— Согласно официальной риторике Баку, Лачинский коридор открыт. Тем не менее Международный комитет Красного Креста заявляет, что ему не удается провезти гуманитарную помощь в Карабах уже два месяца. Почему это так? Я слышал аргумент о том, что один из водителей МККК был задержан с контрабандой. Но неужели этот инцидент не исчерпан? В какой момент запуск Агдамской дороги стал для Баку так принципиален?

Мы используем слово «дорога» вместо «коридор». Лачинская дорога открыта в том смысле что по ней проезжают люди каждый день, они выезжают и въезжают. Въезжают те, кто прошли лечение. Дорога действует для тех людей, которые испытывают желание покинуть эту территорию, и тех, что нуждается в медицинском обслуживании. Говорить, что дорога закрыта, — неправильно, это откровенная ложь.

По гуманитарной помощи. Ереванский офис МККК дискредитировал себя контрабандой, это было не раз. С другой стороны, если МККК действительно не желает политизации вопроса, а думает исключительно о гуманитарной ситуации, то для него должно иметь значение, какая дорога используется. Азербайджан не допустит, чтобы Лачинской дороге придавался какой-то статус экстерриториальности. Любая страна или международная организация, которая хочет оказать помощь армянам Карабаха, может сделать это через Азербайджан. Пора разрушить порочную практику по связыванию армян Карабаха с Арменией.

Актуальность дороги через Агдам появилась именно тогда, когда эта дорога была построена. Во время оккупации в городе была разрушена вся инфраструктура. И заметьте, пока она не была восстановлена, Азербайджан терпеливо предоставлял возможность использовать Лачинскую дорогу. Но, к сожалению, там часто бывали злоупотребления. Теперь дорога через Агдам — это символ неизбежности реинтеграции региона, которую должны осознать все.

— Каким, на ваш взгляд, должен быть порядок проезда по Лачинскому коридору? Понятно, что там есть КПП, но ведь порядок въезда граждан Армении в Азербайджан — это то, о чем еще недавно не приходилось даже думать. Условно говоря: идет речь только о жителях региона армянского происхождения, их родственниках или любых граждан Армении, которые хотят туда поехать?

Азербайджан понимает сложившуюся ситуацию, и были даже договоренности, и власти предоставляли возможность пользоваться Лачинской дорогой в течение двух лет — на этот счет были даже устные договоренности. Однако все эти договоренности были нарушены армянской стороной. За последние два с половиной года этот регион посещали министр иностранных делминистр обороны и министр труда Армении. Поэтому азербайджанская сторона оставляет исключительно человеческий фактор. Если армяне Карабаха не хотят обращаться к азербайджанским врачам, они могут лечиться в Армении — это мы тоже понимаем. Но, с другой стороны, все остальные активности социально-экономического характера должны перейти на инфраструктуру Азербайджана. Это короче, это дешевле и это единственный вариант, который возможен на территории нашей страны.

Выезжать могут все, кто там находится, а въезжать — только карабахские армяне. У нас есть достаточно данных, чтобы это верифицировать. Что же касается граждан Армении… А что, разве граждане Азербайджана могут просто так заезжать на территорию Армении? Конечно, не могут, поэтому и граждане Армении не могут без причины проезжать по Лачинской дороге.

Карабахские армяне тоже должны понимать, что в течение года-полутора выезжать и въезжать на территорию Азербайджана без оформления азербайджанского гражданства будет невозможно

— Что именно власти Азербайджана готовы обсуждать на переговорах с армянами Карабаха? Как ты представляешь себе максимально допустимые уступки со стороны Баку?

Азербайджан не собирается делать никаких уступок. Это могут быть только временные правовые режимы — вроде того же пересечения границы с армянским паспортом. Потом могут быть введены временные правовые режимы в случае принятия гражданства Азербайджана, чтобы дать время на оформление документов. Это Азербайджан готов обсуждать с армянами Карабаха в рамках процесса реинтеграции, но все это будет длиться лишь до 2025 года. Это принципиально. Сегодня же главной темой является разоружение. Без этого говорить о полноценной реинтеграции просто невозможно.

— Важно ли Баку, кто будет представлять армян Карабаха на прямых переговорах?

Здесь Азербайджан тоже применяет гуманный подход. Это мы оставляем на усмотрение армян Карабаха — кто их будет представлять. Главное, чтобы они сами были с этим согласны. А вот  роспуск так называемых государственных институтов на этой территории — неизбежность и требование Азербайджана. Нам важно, чтобы это был местный армянин, а какую «должность» он занимал — неважно. Именно этот человек должен обсуждать с Азербайджаном все опасения армянской стороны — будут ли аресты участников Первой и Второй карабахской войн, как будет проходить реинтеграция. Это и подтолкнет Азербайджан к формированию ответов на все эти вопросы.

— Есть ли в Баку оценки, какая доля жителей Карабаха может и хочет стать гражданами Азербайджана, а какая будет вынуждена эмигрировать в случае полного перехода под контроль азербайджанских властей?

Это все зависит от армян Карабаха. У Азербайджана нет целей по изгнанию армян. У нашей истории нет элемента этнических чисток, в отличие от армянской истории последних 200 лет. Нет у нас и элемента терроризма, а вот у армян — есть. Отмечу: мы их называем террористами не потому, что они армяне, а потому что их в странах Запада арестовывали по статье «терроризм». Армяне и их покровители сами виновны в той ситуации, в которой оказались, а Азербайджан предлагает им пути выхода из этой ситуации. Мы готовы к реинтеграции армянского населения, чтобы перевернуть эту страницу истории. 

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку