ВАШИНГТОН, 1 ноя (Рейтер) - В течение двух лет борьбы с инфляцией Федеральная резервная система пыталась с помощью повышения процентных ставок надавить на потребителей с силой, достаточной, чтобы они перестали тратить деньги, привести спрос в соответствие с предложением и снизить темпы экономического роста в США ниже потенциала, для того чтобы ослабить ценовое давление.
Добиться этого пока не удалось.
Чиновникам Федрезерва нужно определиться: является ли более сильная, чем ожидалось, экономика последним вздохом потребительской эйфории расточительства, начавшейся во время пандемии COVID-19, или свидетельством того, что денежно-кредитная политика все еще недостаточно жесткая, чтобы полностью вернуть инфляцию к целевому уровню ФРС в 2%.
С момента последнего заседания в сентябре, когда регулятор также не изменил ставки, новые статистические данные указывали на более значительный, чем ожидалось, рост занятости и экономики и при этом едва заметное улучшение в вопросе инфляции, которая, составив в сентябре 3,4%, остается значительно выше целевого уровня.
Даже рост доходности облигаций, который некоторые члены руководства ФРС представляют в качестве замены повышению ставок, может быть просто признанием силы экономики и косвенным признаком того, что ФРС, возможно, придется приложить больше усилий в последнем рывке борьбы с инфляцией.
«Мы считаем, что реальные ставки находятся выше из-за очень сильного роста экономики США, - отметили аналитики из Citi. - Если мы правы, то ФРС рискует отстать от кривой реального роста и инфляции, даже если темпы роста экономики замедлятся по сравнению со стремительными темпами в 4,9% в третьем квартале».
НЕУНЫВАЮЩИЕ ПОТРЕБИТЕЛИ ПРОДОЛЖАЮТ ТРАТИТЬ
Рост валового внутреннего продукта в третьем квартале наилучшим образом продемонстрировал риски, которые пытается учесть ФРС: сбережения времен пандемии в сочетании с низким уровнем безработицы и продолжающимся ростом заработной платы позволили потребителям дальше подпитывать высокие темпы экономического роста. Есть, однако, опасения, что такие события, как возобновление выплат по студенческим кредитам и ослабление потребительского доверия, наконец остановят людей от дальнейших трат.
С тех пор как по пандемическим программам триллионы долларов перетекли на банковские счета граждан, экономисты пытаются понять, когда же эти дополнительные сбережения будут исчерпаны. После того как на прошлой неделе правительство США отчиталось о впечатляющих показателях экономического роста в третьем квартале, некоторые аналитики провели переоценку и предположили, что в кубышках осталось еще около $1 триллиона, которые будут обеспечивать потребление и, возможно, рост цен.
Расходы продолжают расти, несмотря на уровень потребительского доверия, который, по данным Conference Board, упал до рецессионного уровня на фоне целого ряда проблем.
«Потребители по-прежнему были озабочены ростом цен в целом и цен на продукты и бензин в частности, - отметила Дана Петерсон из Conference Board. - Потребители также выразили обеспокоенность политической ситуацией и повышением процентных ставок. Также возросло беспокойство по поводу войн/конфликтов на фоне недавних потрясений на Ближнем Востоке».
Председатель ФРС Джером Пауэлл в последние месяцы отмечал, что, по его мнению, политика ФРС в целом работает как надо: повышение стоимости заимствований и ужесточение финансовых условий в конечном итоге приведут к замедлению темпов роста экономики, но сроки могут затянуться из-за сохраняющихся последствий пандемии, таких как увеличение объема сбережений, и глубокого несоответствия между спросом и предложением, особенно на рынке труда.
Иными словами, происходящее может быть просто медленной ювелирной корректировкой в направлении целевого уровня инфляции в 2%, с которой ФРС не хотела бы торопиться, если альтернативой может стать значительный рост безработицы и ненужная рецессия.
Однако Пауэлл также отмечал, что рост надо замедлить, а если этого не произойдет, то ФРС придется вновь повышать учетную ставку.
Оригинал сообщения на английском языке доступен по коду:
(Говард Шнайдер)