Российское правительство с 2026 года повысит ставку налога на добавленную стоимость (НДС) на большинство товаров и услуг с нынешних 20% до 22%. Поправки об этом и о некоторых других налоговых новациях вместе с проектом бюджета на будущий год и два следующих внес Минфин в правительство. Бюджет еще предстоит утвердить Госдуме и Совету федерации, но это чистая формальность.
НДС — налог, который бизнес закладывает в цены на товары и услуги, его в конечном счете оплачивают покупатели. То есть повышение НДС ляжет бременем на население России (как говорится, «новую нефть»), чтобы власти могли покрыть дефицит бюджета. Правительство, впрочем, оставляет действующую льготную ставку НДС в размере 10% для социально значимых товаров — некоторых видов еды, лекарств и т. п. Демонстрирует заботу об уязвимых слоях населения.
Другая новация: снизить в шесть раз, до 10 млн рублей, порог годового дохода, при котором малый бизнес должен перейти с упрощенной системы налогообложения на НДС. По расчетам российской налоговой, доля плательщиков налога в этом секторе увеличится с 3,6% до 15%, но оплачивать-то его опять будут покупатели! А в торговле «упрощенку» вовсе хотят отменить, что также неизбежно приведет к росту конечной стоимости товаров.
Обещания и война
Всего год назад власти уже повышали россиянам и бизнесу налоговую нагрузку — и тогда заверяли, что менять налоги до 2030 года не будут. Министр финансов Антон Силуанов лично убеждал в этом россиян. Тогда же Путин дал правительству отдельное поручение на эту тему: зафиксировать до 2030 года «основные параметры налоговой системы».
Только что, в начале сентября 2025 года, нацлидер сказал, что правительству нужно увеличивать доходы бюджета, но без роста налогового бремени. А россиян убеждал, что в дефиците бюджета страны «ничего страшного нет»:
Некоторые наши коллеги в правительстве считают, что можно и этот дефицит увеличить.
Но в сегодняшнем пресс-релизе Минфин — вроде бы не «комментатор» из интернета, не верить которым призывал Путин — вполне откровенно сообщает, что НДС повышается «для обеспечения финансирования обороны и безопасности». То есть правительство за счет россиян хочет оплатить раздутые расходы на войну с Украиной, рассматривая население, а также малый и средний бизнес исключительно как источник финансовых ресурсов.
Но и это еще не все. Повышение налога даст бюджету дополнительный доход около 1 трлн рублей, а дефицит бюджета только в 2026 году ожидается порядка 4 трлн рублей. Значит, правительство будет и дальше искать, как еще собрать деньги. На очереди, похоже, низкие налоги с самозанятых. В 2023 году Минэкономразвития даже предлагало продлить льготный режим и после 2028 года, но передумало и теперь хочет его отменить. Министр Решетников, конечно, уверяет, что до 2028 года ничего не изменится с этим режимом – но такое вроде бы преждевременное внимание к самозанятым выглядит очень подозрительно. (И не будем забывать, что недавно говорил Сергей Собянин на финансовом форуме.)
Рост закончен
Повышая налоги для россиян и бизнеса, Минфин фактически признает: военные расходы Путин снижать не собирается, что бы он там в июле ни декларировал. А экономика не растет и не сможет расти, так что брать деньги на войну кроме как из повышенных налогов больше особо и не откуда. Расходы растут, военная «модель роста» экономики себя исчерпала.
Президент Сбербанка Герман Греф во всеуслышанье заявлял о «технической» рецессии. Но Путин то ли делает вид, то ли и в самом деле уверен, что дела не так плохи. По его мнению, российской экономике до рецессии «еще далеко». И вообще: замедление роста ВВП — это не признак кризиса, а «целевое снижение» ради удержания инфляции и «макроэкономической стабильности».
Повышение НДС почти наверняка дополнительно осложнит решение поставленной Путиным же задачи снижения инфляции и скажется на темпе роста экономики — правительство с этим согласно, судя по свежему прогнозу Минэкономразвития на 2026 год, — рост 1,3% ВВП вместо прежних 2,4%.
В правительстве отлично знают, что ключевая причина как предыдущего роста, так и нынешнего падения экономики России — гигантские вливания в военно-промышленный комплекс из-за начатой Владимиром Путиным полномасштабной войны с Украиной. Но кто готов сказать хозяину Кремля: мы не можем нормально работать, когда столько денег на войну уходит!
Почему Медведев не премьер
Есть устойчивый слух, что короткая задержка с переназначением Михаила Мишустина в 2024 году, после смены Путина на Путина в Кремле, была связана с отчаянной попыткой военного лобби, тараном которого выступал Сергей Шойгу, вернуть зампреда Совета безопасности Дмитрия Медведева на должность председателя правительства. По данным инсайдеров, основная претензия к Мишустину состояла в том, что он требовал (и требует) сперва обоснования расходов, а затем отчета о расходах, что в условиях военного времени казалось генералитету избыточным.
Однако аппаратную схватку Шойгу и его лоббистская группа проиграли, следствием чего стала ссылка Шойгу в Совет безопасности и разгром руководства Минобороны.
Максимум, на что готово правительство, — признать, что экономика охлаждается «быстрее ожиданий», поэтому Минэкономразвития просчитывает и «стрессовые варианты». Также правительство, по факту, признает, что дефицит бюджета, как и говорил Путин, не проблема, можно наращивать, главное — война.
Как в известном анекдоте о подорожавшей водке: «Папа, значит ты будешь меньше пить? — Нет, сынок, значит ты будешь меньше есть».
Экономика перегрелась
В экономике есть такое понятие, как потенциальный выпуск продукции: сколько страна может выпустить не в ударном, форсированном режиме. Этот уровень соответствует некоторому небольшому уровню безработицы в стране, который считается естественным.
По расчетам, этот уровень в России находится в районе 4%, рассказывает знающий экономист. В июле 2025-го, по данным Росстата, он составлял официально 2,2% — рекорд за всю историю наблюдений. Фактически он несколько выше — многие не встают на биржу труда, но нас интересует динамика.
Это означает, что российскую экономику разогнали за пределы естественного уровня, превысили ее производственные возможности — за счет больших финансовых вливаний из бюджета. Деньги шли главным образом в военно-промышленный комплекс, на войну, но не только. И что получилось?
Когда правительство накачало экономику, она рванула выше потенциального уровня, что привело в том числе к росту цен. Это неизбежная вещь, констатирует экономист, и дальше чем сильнее накачивали экономику деньгами, тем меньше был сам рост — потому что упирался в физические возможности экономики — и тем больше он переходил в инфляцию.
Почему она замедляется
Есть три варианта экономического роста: увеличивать количество людей, количество оборудования или производительность. Но в России практически нет свободных производственных мощностей и нет свободных рабочих рук. Чтобы повышать производительность труда, нужны новые технологии, оборудование. Их не слишком просто, но все-таки можно купить, но кто на них будет работать?
А если нет возможностей роста, то бюджетные инъекции уходят в инфляцию.
Центробанк занимался тем, что не давал экономике сильно перегреться. Так марафонец может бежать 20 километров в своем темпе, но если он ускорился до максимальных возможностей, дальше ему надо перейти на шаг и успокоить дыхание, чтобы вернуться к нормальному ритму. Или он может бежать, пока его не хватит инфаркт. Центробанк, тормозя перегрев высокой процентной ставкой, фактически следит за тем, чтобы экономика не получила тот самый инфаркт.
Инфарктом станут дефолты предприятий, разбалансировка всех систем экономического организма. И похоже, некоторые отрасли — уже в предынфарктном состоянии. Как заявил Александр Шевелев — генеральный директор «Северстали», одной из крупнейших металлургических компаний России, кризис в российской металлургической отрасли сравним тем, что происходило в 1990-е.
Деньги не помогут
Если волшебник подарил бы сейчас правительству 5 трлн рублей — таков дефицит бюджета России на 2025 год, — даже это не привело бы к заметному росту. Экономике нужно отдышаться. Насколько вымотал ее этот военный марафон, каков ее запас прочности, — никто не знает. Поэтому россиянам о проблемах и их причинах власти не рассказывают, а Путин лично призывает не верить «мнениям» в интернете.
Это похоже на ситуацию с алкоголиком, который пьет по-черному. Он регулярно попадает к врачу, тот старается подобрать ему лекарства, которые бы ему помогли. Проводит детоксикацию, чтобы человек остался в живых и как-то работал. Но из запоя пациент не выходит, а ограничивать в выпивке доктор его не может и претензии на этот счет выдвигать тоже нельзя — так в России нельзя говорить о чрезмерных финансовых вливаниях на войну в экономику. Несложно предположить конец истории.
Государство скребет по сусекам, стремясь «задействовать все имеющиеся ресурсы». Правительство мобилизует последние резервы доходов, поскольку не имеет права сокращать расходы на войну. Таких нагрузок российская экономика никогда еще не испытывала.
Одно понятно точно — экономика пробежала на максимумах, сколько смогла, и все, выдохлась. Утомилась.