Второе за 7 лет повышение НДС, которое выведет России в мировой топ по уровню этого налога, сулит удар на сотни миллиардов рублей по кошелькам российских потребителей, треть из которых уже признаются в нехватке денег на продукты питания.
Фискальный эффект от повышения ставки НДС до 22% в 2026 году может составить порядка 1,4 триллиона рублей по внутреннему НДС и до 460 млрд рублей — по НДС на импорт, оценивают эксперты Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН.
«Значительная нагрузка по уплате дополнительно возникших налоговых обязательств придется на население», — предупреждают они: 1,23 трлн рублей, по оценке ИПН, придется заплатить из своих кошельков гражданам в виде увеличенной стоимости всех товаров и услуг в стране.
Поскольку на социально-значимые товары сохранится льготная ставка НДС, 32% дополнительного налога будет уплачено 10% населения с наиболее высокими доходами, подсчитали эксперты. При этом стоимость текущего потребления граждан увеличится на 1-1,6%, а инфляция в результате ускорится на 1,1-1,3 процентного пункта, говорится в докладе ИНП РАН.
Деньги от новых налогов остро нужны бюджету, который тратит на армию и производство оружия рекордную долю расходов со времен СССР. В 2026 году на статью «национальная оборона» заложено 12,9 трлн рублей, а на статью «нацбезопасность» еще — 3,91 трлн. В сумме «силовикам» достанется 38% бюджета. Доля расходов на социальную поддержку граждан опустится до 25,1%, а на поддержку национальной экономики — до 10,9%. Оба показателя станут самыми низкими как минимум за последние 20 лет.
«Повышение налоговой нагрузки будет полностью использовано для компенсации снижения нефтегазовых доходов», — пишут эксперты ИНП РАН. В этом году сырьевые поступления в казну оказались на 2 трлн рублей ниже плана, и в следующем году существенного их роста Минфин не ждет — 9,05 трлн рублей против 8,9 трлн.
В конечном итоге повышение налогов не укрепит бюджет, а повысит его неустойчивость, предупреждают эксперты ИНП РАН: оно приведет к замедлению экономики, снижению прибылей бизнеса и, как следствие, «существенному замедлению инвестиций».
«Ускорение государственных инвестиций при этом не компенсирует провал частных инвестиций и общего замедления экономической динамики, а это, в свою очередь, повышает неустойчивость бюджетной системы в среднесрочной перспективе», — делают вывод эксперты.