Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на «The Moscow Times. Мнения» в Telegram

Подписаться

Позиция автора может не совпадать с позицией редакции The Moscow Times.

Мирный план Трампа по России и Украине — шаг вперед

Для Европы продолжение войны может быть не так уж и нежелательно, считает колумнистка Foreign Policy Эмма Эшфорд. Перевели для вас ее колонку.
Трамп несколько отвернулся от Зелинского (справа), но опыт учит нас, что это ненадолго
Трамп несколько отвернулся от Зелинского (справа), но опыт учит нас, что это ненадолго Социальные сети

Война в Украине развивается неблагоприятно для Украины. Крепость Покровск пала под натиском российских сил после многих месяцев тяжелых боев, а президент Владимир Зеленский оказался втянут в коррупционный скандал, уже стоивший должностей нескольким членам его кабинета. Президент США Дональд Трамп совершает очередную попытку добиться быстрого заключения всеобъемлющего мирного соглашения — но оно, считают все, обречено на провал, как и его предыдущие инициативы.

Еще до того как проект мирного соглашения просочился в прессу в прошлую пятницу, сторонники Украины в Вашингтоне вернулись к любимому занятию: ожиданию «разворота» Трампа в сторону увеличения военной и финансовой поддержки Киева. Европейские столицы, в свою очередь, продолжают заявлять о непоколебимой поддержке Украины и готовности восполнить дефицит, возникший из-за отказа США тратиться на обеспечение военных нужд Украины, — хотя на деле их помощь продолжает снижаться.

За этими разговорами скрывается печальная истина: да, попытки Трампа организовать мирный процесс между Украиной и Россией выглядят хаотическими, но почти все остальные уже отказались от надежды на что-либо лучшее, чем нынешний ужасный статус-кво. Новый план Белого дома может и не воплотиться в жизнь, но альтернатива мирному процессу еще хуже.

Когда Трамп впервые вступил в должность, он ясно заявил о намерении порвать с политикой Байдена в отношении Украины. Подход его предшественника — который чиновники иногда описывали неудачной формулой «столько, сколько потребуется» — изначально был не таким беспомощным, как о нем отзываются. В администрации Байдена считали, что предоставление Украине оружия и времени, необходимого для сопротивления России, улучшит ее позиции на неизбежных переговорах и сделает мирное урегулирование более выгодным для Украины.

На практике, однако, эта стратегия столкнулась с множеством проблем: Украина не смогла добиться тех впечатляющих военных успехов, на которые рассчитывали западные стратеги; на Западе практически отсутствовало согласие, когда наступит момент, чтобы можно было переходить к переговорам; а общественная поддержка помощи Киеву почти сразу начала сокращаться и т. д. Начиная с 2023 года, если не раньше, западные политики оказались перед неприятным выбором: либо продолжать дорогостоящую поддержку Украины, либо отказаться от политики «столько, сколько потребуется».

Возвращение Трампа в Белый дом разрубило этот гордиев узел. Трамп был готов — и даже стремился — вести переговоры с Москвой и ради этого легко игнорировал мнение европейцев. Первые его шаги состояли в сильнейшем давлении на Украину и Европу — запомнился яростный конфликт между вице-президентом Джей Ди Вэнсом и президентом Зеленским в Овальном кабинете, — а также в возобновлении контактов с Москвой: дело дошло даже до саммита Трампа с Путиным на Аляске.

Но все это не привело к серьезным переговорам, неясно, будет ли достаточно и нынешнего плана из 28 пунктов, чтобы сдвинуть процесс с мёртвой точки.

Причин, по которым заключение сделки продвигается с таким трудом, две.

Во-первых, трудно начать разговор по существу, и это свойство любого сложного мирного процесса: множество вопросов, отсутствие доверия с обеих сторон, необходимость согласовывать позиции не только с Киевом, но и с европейскими союзниками, а у них совершенно иные интересы.

Во-вторых, и это даже более серьезная проблема, трудности создает нетрадиционный подход президента к переговорам. Трамп любит красоваться на публичных мероприятиях: церемонии подписания документов перед прессой, пусть даже совершенно лишенных содержания, как это было в случае с Сербией и Косово в 2020 году, на его первом сроке, или саммите с Россией на Аляске, который даже пришлось прервать досрочно. Его совершенно не волнует согласование деталей. Нельзя отказать Трампу в том, что он эффектно смотрится в телевизоре, но нельзя также и не заметить, что церемонии и саммиты завершают длительный процесс переговоров с ответами на множество конкретных вопросов, а не начинают его.

Ошибочный приоритет внешней эффективности перед содержанием усугубляется еще и внутренними разногласиями в администрации Трампа относительно того, стоит ли продвигать мирный план: госсекретарь Марко Рубио, по-видимому, выступает менее решительно, чем другие члены команды Трампа.

В Москве тем временем вполне обоснованно предполагают, что прекращение огня — сопровождаемое медийной шумихой — станет моментом, когда Трамп утратит интерес к украинскому урегулированию. Поэтому россияне не стремятся к немедленному прекращению огня без дополнительных условий – подобная договоренность ослабила бы их позиции и практически ничего не дала бы взамен; они предпочитают стратегию «воевать, пока ведутся переговоры», рассчитывая, что важнейшие вопросы можно будет урегулировать постепенно.

Но кое-что из перечисленного можно преодолеть.

Новый мирный план Трампа гораздо более подробный, чем предыдущие, и хотя бы отчасти затрагивает ключевые интересы сторон. Однако правительства европейских стран — как и проукраинские круги в Вашингтоне — встретили проект резко. Один сенатор США назвал его «списком желаний России»; европейские правительства оперативно объявили документ неприемлемым.

И все же это шаг вперед. Для Украины в проекте есть и положительные, и отрицательные моменты. Установление верхнего предела численности вооружённых сил — без видимых ограничений на виды вооружений — можно считать успехом, хотя территориальные уступки весьма суровы. Давнее требование России о запрете войск НАТО на территории Украины удовлетворено, но одновременно проект предполагает для Киева западные гарантии безопасности — ранее недопустимые для Москвы. Многое ещё предстоит согласовать, но даже Киев предпочел осторожное молчание открытой критике.

Если этот план не подтолкнёт стороны к дальнейшим переговорам — или если европейские партнёры США сумеют его заблокировать — война продолжится.

Для Европы продолжение войны не выглядит однозначно нежелательным.

Немедленное урегулирование конфликта в любой форме породило бы множество политически неприятных вопросов: как интегрировать Украину в Европу? что делать с обещаниями ускоренного вступления ее в ЕС? как объяснить европейским обществам, что победная риторика последних трех лет была преувеличенной? Переговоры внутри Коалиции доброй воли — форума для обсуждения того, что европейские государства готовы сделать для Украины в случае прекращения огня, — неизменно сопровождались чрезмерными обещаниями и недостаточными результатами.

Неуступчивости всех сторон процесса побуждает СМИ сосредоточиться на том, не сделает ли Трамп очередной разворот от мирного процесса с российским акцентом вновь к поддержке Украины. Любой жест из Белого дома, кажущийся более благоприятным Киеву, — от разрешения европейским странам закупать вооружения для Украины до введения новых санкций против «Роснефти» и «Лукойла», — воспринимается как возможный сигнал такого разворота.

Но главная цель Трампа остается неизменной, в том числе для ее достижения он делает новую попытку заключить мир. У Белого дома есть на то все основания. Во-первых, ситуация на линии соприкосновения ужасна. Обе стороны медленно теряют силы в войне на истощение, бросая людей и технику в борьбу за ничтожные участки территории; экономические издержки растут. Если мир не будет достигнут, то и через год, скорее всего, мало что изменится — только обе стороны окажутся в еще более худшем положении.

Украина теряет силы быстрее. Ее неспособность мобилизовать дополнительные резервы усугубляется потерей американской поддержки. Европейская поддержка после первоначального всплеска также снижается – из-за внутренних экономических трудностей. Все чаще в Европе обсуждают идею изъятия замороженных российских активов для финансирования войны еще год или два. Даже украинское общество — при всей его стойкой патриотичности — все сильней утомлено войной и ее тяготами.

Общественное мнение подтачивает и волна коррупционных скандалов, самый свежий из которых нахлынул на офис Зеленского. Национальное антикоррупционное бюро Украины опубликовало результаты расследования в отношении Тимура Миндича, бывшего бизнес-партнера президента Украины, которого обвиняют в присвоении средств государственной энергоатомной компании. Независимо от того, причастен президент или нет, ущерб его репутации нанесен огромный.

Администрация Трампа, по-видимому, считает этот скандал выгодным – он будто бы открывает возможность продвинуть мирный план, пока позиции Зеленского ослаблены. Возможно, это ошибка — способности Зеленского продавить любые договоренности во внутриукраинской политике также подорваны скандалом.

Но в стратегическом смысле интуиция Трампа верна: реальных альтернатив миру в Украине нет; все прочие сценарии победы имеют серьезные изъяны. Поставки еще большего количества вооружений были бы дорогостоящими и практически сложными. Кампания дальних ударов Украины по российской энергетической инфраструктуре причиняет России серьезный экономический ущерб, но его недостаточно для быстрого завершения конфликта. То же касается и санкций.

Грустная истина состоит в том, что многие сторонники Украины в Вашингтоне и европейских столицах в значительной степени утратили надежду на лучшее. Многие аргументы против переговоров по сути сводятся к призыву «продолжать курс» в надежде, что обстоятельства улучшатся сами собой. Такой подход трудно назвать стратегией. Он также обрекает украинцев на новые годы войны, а европейское общество — на новые годы экономической нагрузки.

Мы сейчас в странной ситуации: похоже, что мирные инициативы Трампа, какими бы несовершенными они ни были, – единственная возможность достичь чего-то лучшего, чем нынешнее положение. Но если Белый дом не сумеет организовать устойчивый мирный процесс, способный выдержать общественный контроль и реальные сложности прекращения огня, даже этот слабый шанс может быть упущен.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку