Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на «The Moscow Times. Мнения» в Telegram

Подписаться

Позиция автора может не совпадать с позицией редакции The Moscow Times.

Путин намечает контуры послевоенной России

Согласие правителя РФ убавить в 2026-м милитаристские траты меньше всего похоже на оливковую ветвь. Возможно, он и в самом деле допускает приостановку или хоть сокращение масштабов боевых действий. Но возвращаться в 2021-й явно не собирается.
Владимиро Путину пришлось поработать над военным бюджетом – подручные настойчиво попросили
Владимиро Путину пришлось поработать над военным бюджетом – подручные настойчиво попросили kremlin.ru

Читая переправленный правительством в Госдуму бюджетный план на три года, можно подумать, что Путин в порядке исключения сдержал слово. Ведь три месяца назад именно это он и обещал: «Мы планируем сокращение расходов на оборону, и в следующем году, и через год, и на ближайшую трехлетку».

Сказано — сделано. В нынешнем году на «национальную оборону» должны потратить 13,5 трлн рублей, а в 2026-м — всего 12,9 трлн. Да и наметки на 2027-й и 2028-й (соответственно 13,6 трлн и 13,1 трлн рублей), если учесть инфляцию, тоже выйдут ниже, чем в 2025-м. 

До сих пор каждый очередной военный год сопровождался ростом военных расходов. В последнем «мирном» 2021-м они составляли 3,6 трлн рублей, в 2022-м — 4,7 трлн, в 2023-м — по разным оценкам, от 5 трлн до 9,7 трлн, в 2024-м — 10,4 трлн, в нынешнем — еще на 3,1 трлн рублей больше.

За прекращением подъема военных трат стоит что-то серьезное. Путин и в самом деле начинает планировать мир? Или вмешались другие соображения? Думаю, на первом плане тут именно «другие соображения».

Слово, данное самим себе

В нынешнем году федеральный бюджет РФ собираются свести с дефицитом 5,7 трлн рублей. Таков его переписанный вариант, который, параллельно с бюджетом на предстоящую трехлетку, сейчас прогоняют через Думу.

Это необычно. В три предыдущих военных года дефицит был куда меньше. Он колебался между 3,2 трлн и 3,5 трлн. Сейчас, чтобы закрыть дыру, власти повышают выручку от облигаций, которые планируют разместить в этом году, с 4,8 трлн до 7 трлн рублей.

Это тоже необычно. Путинские финансисты считают залезание во внутренние долги не очень доброкачественным способом раздобыть деньги. Во-первых, потому, что по факту продажа ОФЗ окологосударственным банкам — это эмиссия. Во-вторых, потому, что при нынешних сверхвысоких ставках такая продажа принесет проблемы в будущем.

Поэтому размещения ОФЗ обычно планируются так, чтобы просто покрыть траты на погашение старых облигаций и выплату процентов по новым. Но сейчас финансовые обстоятельства сочтены крайними, и госфинансисты нарушают слово, которое сами себе дали.

Мало того. Им еще придется сильно напрячься, чтобы свести в 2025-м свои балансы хотя бы и с шеститриллионным дефицитом.

По обновленному бюджету на нынешний год, суммарные траты составят без малого 43 трлн рублей. Это только на 6-7% больше, чем было в 2024-м (40,2 трлн). Но за ту часть 2025-го, которая уже прошла, расходы оказались выше прошлогодних на целых 21%. Так что реальный дефицит может еще на пару триллионов рублей перекрыть то, что сейчас записали в план.

Их серьезность бывает неподдельной

Ясно, что с государственными балансами — нечто неладное. Внесение новых ноток в план на 2026-й является поэтому совершенно неизбежным. Вариантов мало, и все они очевидны.

Можно поднять госдоходы — например, повысив налоги. Можно заморозить госрасходы. И можно, наконец, перестать заботиться о бюджетном равновесии и просто тратить столько денег, сколько хочется. Дефицит в таких случаях закрывают эмиссией, а за народным благосостоянием не гонятся.

На то и война, в конце концов.

Два месяца назад я писал, что режиму придется сделать выбор: «Возможны два варианта бюджета-2026 —  инерционный, намекающий на готовность прекратить войну; и новаторский — подчеркнуто агрессивный и требующий от народа отдать режиму часть привычных благ». 

Разумеется, гражданские технократы упрашивали Путина санкционировать инерционный вариант. И этот вариант сейчас перед нами. Расходы-2026 (44,1 трлн рублей) всего на 3% выше тех, которые ожидаются в 2025-м. С поправкой на инфляцию — не рост, а уменьшение. А может быть, уменьшение и в номинале, если траты-2025 перекроют план.

Демонстративная урезка в 2026-м плановых расходов на «национальную оборону» указывает на некоторую серьезность намерений режима. Ведь в 2025-м тоже сначала пообещали почти не поднимать госрасходы. Но запланированное при этом поднятие в 1,3 раза военных трат говорило, что эти обещания даны понарошку. А сейчас, они, может быть, даже и не блеф. 

Предположу, что к согласию именно с таким вариантом Путина подтолкнули два соображения.

Бюджетообразующие страхи вождя

Во-первых, он считает, что Советский Союз подкосили именно непомерные военные траты. Верно это или нет, но он в это верит и часто разглагольствует, что не даст, мол, втянуть РФ в гонку вооружений. Вполне вероятно, что нынешние 8% ВВП, которые уходят на войну, для него тот порог, через который ему действительно не хочется переступать.

Во-вторых, Путин вынес из 1990-х страх перед инфляцией. Именно поэтому он поддерживает довольно необычную по своей жесткости антиинфляционную стратегию Набиуллиной.

Серьезная инфляция нормальна для воюющей страны, но в последние месяцы ее удалось подавить сверхвысокой ставкой. Непрочность этой победы очевидна, видимо, и вождю. Все разновидности эмиссии, включая и чрезмерный выпуск ОФЗ, заранее его пугают.

Бюджет-2026 обслуживает эти страхи вождя и идет поэтому на некоторые жертвы в финансировании, как минимум, военных приготовлений, если не самой войны. И суммарные траты бюджета в реале не растут. 

Но для баланса этого мало, а надежд на естественный рост доходов тоже нет. И чтобы выцарапать хоть полтора — два триллиона, опять повышают налоги. Дефицит в 2026-м все равно внушительный (3,8 трлн рублей), но все же не такой как в 2025-м. 

Очень поучителен прогноз Минэкономразвития на 2026-й и последующие годы. Он не только стал базой для составления нынешнего бюджета, но и крупными мазками рисует тот образ российской экономики, который сегодня устраивает Путина.

Стоимость благолепия

Там и в помине нет грез о стремительном взлете экономики, которым режим некоторое время предавался, когда его страхи перед санкциями оказались чрезмерными. В нынешнем году ожидается всего лишь однопроцентный рост ВВП, а в следующем — на пару десятых процентного пункта более высокий. С учетом системных подтасовок статистики это в лучшем случае глубокий застой, если не спад.

В прогноз (точнее, в основную его версию) заложено и сохранение нынешнего физического и стоимостного экспорта нефти и нефтепродуктов, и отчетливое, но не резкое удешевление рубля (до 92,2 за доллар в среднем в 2026-м). А также почти символические темпы роста в 2025-м — 2028-м потребления народом товаров и услуг. То есть по факту, скорее, спад потребления, чем его подъем. Но не фатальный, а умеренный.

Не будем взвешивать реалистичность этого прогноза. Важно, что он составлен придворными для Путина и рисует именно ту картину, которую он согласен видеть в ближайшие годы. Стагнирующая экономика, почти не беднеющий народ и отсутствие заметной инфляции.

Цена, которую он готов заплатить за это благолепие, прописана в том же прогнозе. Темпы роста в военных отраслях, до этого стремительные, должны теперь стать гораздо скромнее.

В ту же сторону, но не так быстро

Например, производство готовых металлических изделий в 2024-м выросло на 31%, в 2025 предположительно увеличится на 14%, а в 2026-м — всего на 4%. В производстве компьютеров — похожая картина: соответственно 28%, 11% и 4%.

Но военный сектор все равно будет расти вдвое быстрее, чем обрабатывающая промышленность в целом (2,3% по прогнозу на 2026-й). Это означает, что доля гражданских отраслей продолжит снижение, и в абсолютных цифрах они подниматься не будут.

Очерченные Путиным контуры, условно говоря, послевоенной России и ее экономики показывают, что никакого возврата к тому что было в мирном еще 2021-м, он допускать не собирается. В том числе и потому, что «возвращение» в предвоенную РФ создало бы для режима крупные неудобства, в которых он не видит смысла. 

«Безболезненно вернуться к гражданской модели невозможно, — считает финансовый эксперт Александра Прокопенко. — Такой разворот неизбежно приведет к снижению ВВП в условиях, когда вся структура экономики подстроена под военные заказы, — то есть к очередному кризису».

Но Путину как раз и нравится та милитаризованная экономика, которая возникла за почти четыре года войны. Она стагнирует, но может жить и работать неопределенно долго, если ее не вводить в слишком большое напряжение.

Режим прочувствовал этот риск и дает понять, что сегодня согласен малость умерить милитаристские аппетиты. Но разумеется, это согласие дается не навсегда.

***

Путин, видимо, допускает, что война против Украины в 2026-м может быть свернута, а новых крупных войн пока не будет. Но ничто не помешает ему отбросить осмотрительность, если вдруг взыграют страсти. А военизированная Россия будет под рукой и в полной боевой готовности.

 

 

          

 

 

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку